ОПС «Уралмаш» взялся за вентиляторы.
Директор завода боится вывода имущества, а акционеры – банкротства.
На карте Свердловской области новая «горячая» точка передела собственности – Артемовский. Больше года разгорается конфликт между акционерами местного машиностроительного завода «Венкон» (АМЗ), но в последнюю неделю он перешел в активную фазу захватов, судов и внеочередных собраний акционеров. Самое поразительное, что нынешних захватчиков – ныне расформированный ОПС «Уралмаш» – директорат предприятия привел на завод сам. Для защиты. Подробности – в материале «УралПолит.Ru»…
Артемовский машиностроительный завод «Венкон» является единственным в России производителем вентиляторов для главного и местного проветривания рудников, шахт, метрополитенов, пылеуловителей и дымососов. Осенью прошлого года екатеринбуржец Малик Гайсин продал свои 32% акций АМЗ Западно-Уральскому машиностроительному концерну (ЗУМК), обладающему рядом предприятий, выпускающих нефтедобывающее оборудование. В частности – Кизеловским машиностроительным заводом, Пермским заводом горно-шахтного машиностроения и Юго-Камским машзаводом. В числе заказчиков ЗУМКа – ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», ЮКОС и ТНК.
Купив блокирующий пакет, пермяки начали скупать акции у работников завода и к концу 2002 года сформировали пакет в 48% акций. Вторым крупным акционером был менеджмент предприятия. По словам генерального директора АМЗ Владимира Макарова, чтобы избежать поглощения предприятия ЗУМКом, он вместе с депутатом ППЗС Владимиром Миненковым обратился к одному из активистов ОПС «Уралмаш» Игорю Новожилову с предложением приобрести у них часть акций. К 2003 году союз Новожилова, Макарова и Миненкова контролировал 51% акций АМЗ.
Генеральный директор Макаров утверждает, что ОПС «Уралмаш» делегировал на завод Владислава Костарева, рекомендовав его как грамотного юриста, способного противостоять ЗУМКу. Чтобы новый юрист лучше работал, его компания – ООО «Ойкумена» – получила 16,5% акций АМЗ. Впрочем, юрист Костарев того стоил – именно его работа на Салдинском металлургическом заводе позволила ОПС «Уралмаш» получить контроль над предприятием. Однако долго работать вместе новые партнеры не смогли. Как предполагает генеральный директор Владимир Макаров, на определенном этапе обговоренные 25% дохода от деятельности предприятия перестали устраивать ОПС «Уралмаш», и его члены решили провернуть махинацию, уже проверенную на Нижнесалдинском металлургическом заводе.
По версии Макарова события развивались следующим образом. В ночь с 12 на 13 октября Владислав Костарев, опираясь на силовую поддержку ЧОП «Стенд», оккупировал завод и провел внеочередное собрание акционеров, на котором принял решение о смене совета директоров, увольнении нынешнего генерального директора и назначении на его место Владислава Костарева. Решение тут же вступило в силу – утром 13 октября Макаров не смог попасть на территорию завода. Впрочем, данное решение он оспорил в Октябрьском районном суде Екатеринбурга, куда направил иск к юристу Костареву, обвиняя его в воспрепятствовании выполнению работы. Суд был выигран в пятницу, и директор Макаров снова вернулся на предприятие.
Он рассказывает, что после его возвращения в ночь с 17 на 18 октября силы ОПС «Уралмаш» стояли у заводского общежития, окружили территорию завода. «Мы все были в состоянии боевой готовности, я сам ходил с ружьем. Территорию же завода всю ночь курировали силы местной милиции и ГИБДД», – заявил «УралПолит.Ru» господин Макаров. Он считает, что в ближайшее время ситуация может повториться.
Впрочем, в УВД Артемовского данную информацию опровергают. Не согласен с такой трактовкой и Владислав Костарев. В интервью нашему экспертному каналу он рассказал, что считает легитимным решение о своем назначении. «Макаров звал ЗУМК, чтобы бороться с Гайсиным. Четыре месяца назад он звал нас на завод, чтобы остановить пермяков, при этом клялся, что решит все проблемы АМЗ, в том числе погасит пятимесячные долги по зарплате. Время прошло, но ничего сделано не было – даже появились новые долги, стало срываться выполнение планов по реструктуризации долгов завода. Поэтому и было принято решение о смене директора, коим и стал я; он начал бороться.
Хочу отметить, что мы прогнозировали такую ситуацию, поэтому и назначили на 20 октября внеочередное собрание акционеров, которое должно было передать все полномочия по оперативному управлению заводом управляющей компании. Специально для этого в Екатеринбург прибыли представители ЗУМК, которые передали нам право голосовать от их имени, и мы собрали в своих руках 99% акций предприятия. Самое удивительное, что вчера нас не пустили на завод, хотя мы и самые крупные акционеры. Директор нагоняет страсти заявляя, что борется с ОПС «Уралмаш», но на самом деле мы – три физических лица: я, Волненко и Мишенин. Никого из «Уралмаша» нет», – утверждает господин Костарев. При этом он соглашается с тем, что сам неоднократно помогал активистам союза, «но не в данном случае».
Впрочем, генеральный директор Владимир Макаров этим словам не верит, и не исключает возможности, что за время его отсутствия на предприятии все активы завода уже были выведены в другой регион, и теперь будут проданы ЗУМК. Цена, в которую Макаров оценивает предприятие – два миллиона долларов. Владислав Костарев считает, что дальнейшие события будут развиваться иначе. По его мнению, господин Макаров доведет предприятие до банкротства, чтобы лишить акционеров возможности управлять заводом с помощью ценных бумаг, и сохранит свой пост благодаря лояльному арбитражному управляющему.
«УралПолит.Ru» проследит за тем, чей прогноз окажется точнее.