ПЕКИН — Визит премьер-министра Михаила Касьянова в Китай помог российским металлургам остаться на рынке Поднебесной. Пекин отказался от введения запретительных пошлин на продукцию Новолипецкого меткомбината, Магнитки и «Северстали». Косвенный выигрыш предприятий оценивается в десятки миллионов долларов. Россия и Китай решили не доводить вообще дело до торговых войн.
Сегодня завершается визит Михаила Касьянова в КНР. Вчера российский премьер и китайский председатель Госсовета Вэнь Цзябао подписали коммюнике по итогам встречи. Стороны отметили растущий товарооборот, который достигнет в этом году $14 млрд против $12 млрд в 2002 г. Прорывным оба называют товарооборот в $20 млрд в ближайшие годы.
В коммюнике и межправительственном протоколе Россия подтвердила обязательства построить нефтепровод в Китай. На завершение экологической экспертизы, сдерживающей начало подготовки ТЭО, Касьянов отвел 3 — 4 месяца. Вэнь Цзябао в ответ на вопрос «Ведомостей» заявил, что Китай рассматривает российский маршрут как приоритетный среди возможных альтернативных проектов доставки нефти: «Мы определили, что трубопровод [Ангарск — Дацин] является самым реальным и эффективным».
На российское обещание поставлять до ввода трубы 4,5 — 5,5 млн т нефти в год по железной дороге Китай сделал встречный жест.
Госсовет не будет, как ожидалось, вводить с 26 сентября запретительные антидемпинговые пошлины на российский холоднокатаный прокат. Сейчас поставки ограничены годовой квотой в размере 1,184 млн т, из которых 804 000 т — холодная катанка. Проведя в этом году антидемпинговое расследование, Министерство торговли Китая собиралось наложить на продукцию российских металлургов еще и пошлины в размере от 25% до 40%. Как говорится в пресс-релизе НЛМК, «в случае введения пошлины в размере 29% китайский рынок оказался бы закрыт для российских поставщиков».
Вчера Пекин принял соломоново решение. Минторг Китая установил размер антидемпинговых пошлин против российских производителей (7% — для НЛМК, 9% — для «Северстали», 18% — для ММК и 29% — для всех остальных производителей) , но пошлины решил не вводить.
Российское торгпредство в Китае оценивает косвенный ущерб металлургов от введения пошлин в несколько десятков миллионов долларов в год.
Продукция черной металлургии занимает 4-е место в российском экспорте в Китай. В прошлом году поставки снизились на 27,5% до 4,57 млн т. В стоимостном выражении экспорт стали упал на 16,2% до $1,01 млрд. Доля черных металлов в экспорте уменьшилась с 15,1% до 12%. В результате доля российских поставок в физическом объеме китайского импорта металлопродукции уменьшилась с 36,6% до 18,7%.
Практическую значимость китайского отказа от введения дополнительных ограничений вице-премьер Виктор Христенко считает не меньшим достижением визита, чем договоренности по нефти. «Конечно, годовая квота на продукцию металлургических предприятий сохранится, но видели бы вы, как радовались [решению не вводить пошлины] приехавшие в Пекин руководители [ММК и «Северстали»]», — сказал Христенко. Благожелательно отозвался о событии и Касьянов: «Мы удовлетворены тем, как решаются вопросы экспорта продукции металлургии и нефтехимии». Премьер имел в виду, что Китай одновременно отказался от антидемпинговых пошлин на поставки российского полипропилена, объем которых в прошлом году сократился на 5% до $235,2 млн.
Стремясь не доводить будущие торговые конфликты до крайности, Минэкономразвития и Минторг КНР подписали вчера протокол о совершенствовании механизмов раннего предупреждения в торговле. Как пояснил замминистра экономразвития Владимир Карастин, речь идет о немедленном включении механизма консультации еще до начала процедур расследования. «Мы будем садиться за стол переговоров, как только возникает угроза введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин», — отметил чиновник. При этом речь идет об особо чувствительных товарах во взаимной торговле, которые очерчены в специальном перечне. Советник российского премьера Владимир Андрианов уточнил, что список включает все ту же продукцию металлургии, нефтехимии, минеральных удобрений.