Салдинский металлургический завод снова сменил своего владельца. Как и прогнозировал наш экспертный канал, на этот раз собственником предприятия стал «Евраз-холдинг». Впрочем, если эта покупка что-то и изменит, то изменения точно произойдут не в Нижней Салде, а в Москве, где «Евраз» будет играть на интересах железнодорожников к одному из стратегически важных предприятий для монополии. Подробности – в материале «УралПолит.Ru»…
О том, что Салдинский метзавод, единственный в России выпускающий так необходимые МПС рельсовые скрепления, в последние годы именуемый ООО «Нижнесалдинский металлургический завод» окажется в собственности «Евраз-холдинга», наш экспертный канал сообщал еще 10 июля. Именно тогда свердловский губернатор Эдуард Россель, выступая на совещании о стратегии развития холдинга, предложил управляющему директору НТМК Сергею Носову взять себе предприятие. По словам очевидцев, топ-менеджер губернатору ответил: мол, мы не против, но только надо, чтобы сделка прошла законно и ничьи права не были нарушены. Губернатор ответил, что на заводе непонятная ситуация с собственниками, и областная власть через судебные органы разберется, а потом откроет дорогу «Евразу» на завод.
Впрочем, как показали дальнейшие события, диалог губернатора и управляющего директора если и был спонтанным предложением, то его реализация пошла совсем не по тому сценарию, какой задумывался на совещании. Во-первых, никакой непонятной ситуации с собственниками на предприятии не было – уже два года им владеют первые лица ныне покойного ОПС «Уралмаш», во главе с самим Александром Хабаровым.
Более того, оказались они на заводе не без помощи областных же властей. По словам директора по связям с общественностью НСМЗ Владимира Пенкина, за два года работы были расконсервированы закрытые при прежних владельцах завода цеха, приняты на работу сотни салдинцев, восстановлено производство. Ни долгов по зарплате, ни проблем с налогами у предприятия не было.
Именно поэтому не был реализован и второй посыл встречи – привлечение судебных органов. По данным нашего экспертного канала, владельцы ООО «НСМЗ» просто продали предприятие «Евраз-холдингу». При этом стороны условились не озвучивать сумму сделки, чтобы не привлекать внимание ни участников рынка, ни налоговых органов. Уже 29 августа руководящему звену предприятия был представлен новый директор, коим стал металлург, сотрудник НТМК Александр Полушин, занимавшийся на комбинате прокатом. Все руководители завода, являющиеся одновременно и совладельцами ООО, подали заявления об увольнении по собственному желанию. Господин же Полушин пообещал в течение недели привести на предприятие свою команду.
Самое удивительное в произошедшей истории то, что до сих пор о произошедшей смене директорского корпуса не оповещены рабочие предприятия. Весьма показательно и то, что сразу после сделки известный в Свердловской области предприниматель Олег Почивалов, приведший ОПС «Уралмаш» на предприятие сменил номер сотового телефона и скрывался от сотрудников завода, которых он привел на НСМЗ, а затем подставил под увольнение. Слухи о продаже муссируются уже вторую неделю, однако никакой достоверной информации нет – заводская и городская газеты с информацией о новом директоре должны появиться только 4 сентября. Тогда же будет оповещена и администрация города. Вчера рассказать о своем отношении к произошедшему никто из сотрудников мэрии Нижней Салды не смог.
Впрочем, такое незнание может быть и к лучшему, поскольку, если анализировать поведение «Евраз-холдинга» на подконтрольных ему предприятиях, никаких социальных потрясений не происходило. Пример того же Нижнетагильского меткомбината показывает, что и социальные программы, и зарплаты не только сохраняются, но и увеличиваются. Так что, особо рабочим НСМЗ волноваться не стоит. Другое дело Министерство путей сообщения РФ, которое теперь ждут бои с холдингом.
По мнению аналитика United Financial Group Максима Фадеева, «Евраз-холдинг» вполне способен начать играть на зависимости железнодорожной монополии от производства Евраза, заставляя снижать для него ряд тарифов. Прежде всего, будет поднят вопрос по перевозке сырья для предприятия. Также металлурги будут добиваться уменьшения платежей за перевозку готовой продукции, а, возможно, и за полный отказ МПС от взимания платы за порожние вагоны, возвращающиеся из портов на комбинаты.
То, что такая борьба будет проходить, доказывают и примеры из недавней истории. В 2000 году «Евраз» повысил свои цены для Нижнесалдинского завода, а тот, в свою очередь, — для МПС. Сейчас, владея НСМЗ, а также приближаясь к монопольному производству качественных рельс и колесных пар, у холдинга гораздо больше козырей, которые дают прекрасную возможность для ценового диктата. Впрочем, аналитик «Тройки-диалога» Василий Николаев считает, что новая покупка для «Евраза» в большей степени – бизнес и заниматься шантажом влиятельный холдинг будет только в исключительной ситуации.
«УралПолит.Ru» будет следить за развитием событий.