Процесс консолидации промышленных активов дошел до железнодорожного машиностроения. Как стало известно «Ведомостям», компания «Кузбассразрезуголь» создала новую структуру — «Трансмашхолдинг «, в которую объединила подконтрольные ей пакеты акций пяти железнодорожных заводов с суммарным оборотом почти в $300 млн.
63% акций «Кузбассразрезугля» принадлежит структурам, подконтрольным президенту УГМК Искандеру Махмудову. Совладельцы УГМК всерьез заинтересовались железнодорожным машиностроением еще в 2001 г. Тогда ФСФО начала банкротить Брянский машзавод (БМЗ) , и владельцы предприятия открыто заявляли, что это банкротство выгодно именно акционерам УГМК. Представители самой УГМК отрицали свою причастность к процессу, но участники рынка уже тогда уверяли, что Махмудов и его партнеры создают машиностроительный холдинг, рассчитанный на нужды МПС.
Теперь эти прогнозы сбылись. Как стало известно «Ведомостям», «Кузбассразрезуголь» завершает создание «Трансмашхолдинга», который будет управлять крупными пакетами акций пяти железнодорожных заводов с суммарным годовым оборотом почти в $300 млн.
Как рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров «Кузбассразрезугля» Андрей Бокарев, управляющая компания ЗАО «Трансмашхолдинг » была создана около года назад. Ее учредителями выступили «Кузбассразрезуголь» и дружественные ему структуры — угольные компании и железнодорожный перевозчик «ТрансГрупп» (им на паритетных началах владеют компании, аффилированные с «Кузбассразрезуглем», и эстонская WorldWide Invest, близкая к бывшему президенту МТК «Юнитранс» Максиму Ликсутову).
Председатель совета директоров «Трансмашхолдинга» Дмитрий Комиссаров заявил, что компания уже участвует в капитале и управлении пяти предприятий железнодорожного машиностроения. «Трансмашхолдинг » владеет 100% в управляющих компаниях БМЗ и «Бежицкой стали» (Брянская область). БМЗ производит тепловозы и вагоны (выручка завода в 2002 г. — около $50 млн) , «Бежицкая сталь» с оборотом около $25 млн — литые конструкции для вагонных тележек (80% этой продукции закупается для нужд МПС). Непосредственно в капитале этих заводов «Трансмашхолдинг » пока владеет по 49% акций и планирует стать полноценным владельцем предприятий после завершения на них процедуры банкротства.
Третий актив «Трансмашхолдинга» — Муромский стрелочный завод (Владимирская область). Холдинг еще осенью 2002 г. консолидировал около 62% акций этого завода с оборотом около $30 млн в год.
Еще два актива «Трансмашхолдинг » собрал в последние месяцы. В марте холдинг, по его данным, приобрел за $4,5 млн у инвесткомпании «РИНАКО» больше половины кредиторской задолженности Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ) — единственного в России производителя пассажирских и грузовых электровозов (прошлогодняя выручка — около $45 млн).
Ранее глава МПС Геннадий Фадеев заявлял о том, что НЭВЗ — стратегическое предприятие для отрасли, поэтому в нем должны участвовать структуры МПС. Соблюдая это требование, «Трансмашхолдинг » создал управляющую компанию НЭВЗ на паритетных началах с «Росвагонмашем» — агентом МПС по закупке подвижного состава.
Наконец, к концу июня «Трансмашхолдинг » владел примерно 22% акций Тверского вагоностроительного завода — крупнейшего в СНГ производителя пассажирских вагонов с годовой выручкой в $140 млн (еще 25% акций ТВЗ принадлежат «Росвагонмашу», 42,5% — Минимуществу).
По словам Бокарева, вхождение в капитал пяти предприятий с суммарным годовым оборотом почти в $300 млн обошлось «Трансмашхолдингу» примерно в $30 млн. Теперь холдинг рассчитывает привлечь на рынке и у своих акционеров еще $70 — 80 млн на инвестпрограммы этих заводов. «Подвижной парк МПС изношен и технологически не обновлялся с 1990-х гг. Скоро на месте МПС возникнет АО «РЖД». И логика «Трансмашхолдинга» как раз в том, что мы сможем предложить РЖД «потребительскую корзину» из всего необходимого — электровозов, тепловозов, вагонов, стрелок и др. «, — объясняет Комиссаров.
«Мы строим долгосрочное партнерство с поставщиками. Частные они или государственные — неважно: главное — это стабильные цены и надежное качество продукции», — говорит глава центра общественных связей МПС Константин Пашков. Гендиректор подконтрольного «Северстальтрансу» Коломенского завода (производитель магистральных тепловозов) Владимир Власов считает планы владельцев «Трансмашхолдинга» весьма своевременными: «До сих пор никто не консолидировал активы в железнодорожном машиностроении: предприятия этого профиля были в упадке. Только сейчас у них начался рост заказов в связи с массовым износом фондов отрасли».