МАЛЫЙ БИЗНЕС: Лучше не значит хорошо
Олег Замулин, ведущий экономист ЦЭФИР
Екатерина Журавская, директор по научной работе ЦЭФИР
18 февраля 2003
Стало ли лучше малому бизнесу в России? Хотим подтвердить, что в каком-то смысле действительно стало. Но еще нужно очень много сделать, чтобы ему стало хорошо.
Недавнее исследование Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) по административным барьерам на пути развития малого бизнеса продемонстрировало, что в отдельных сферах произошли некоторые улучшения. Об этом исследовании уже писалось как в «Ведомостях», так и в других изданиях. Отклики были самые разные, в том числе и весьма скептические. Так, вице-спикер Государственной думы Ирина Хакамада в статье, напечатанной недавно в «Ведомостях», подвергла сомнению результаты исследования ЦЭФИР, сославшись на собственные данные, говорящие о том, что ситуация остается тревожной.
Хотя мы полностью разделяем точку зрения г-жи Хакамады, что административная нагрузка на бизнес остается чрезмерной и расслабляться нельзя, тем не менее основания для сдержанного оптимизма есть. Более того, наше исследование позволяет сделать несколько очень важных выводов о том, каким образом можно ускорить процесс дебюрократизации и какие препятствия встают на пути исполнения законов, направленных на улучшение положения малого бизнеса в России.
О чем говорят цифры.
Исследование ЦЭФИР является самым масштабным среди подобных исследований в России. Представители 2000 малых фирм в 20 российских регионах были очно опрошены — сначала весной 2002 г. , а затем последующей осенью (подробный отчет об исследовании можно найти на www.cefir.ru). Руководители малых предприятий отвечали на 200 вопросов о реальных издержках, связанных с проверками со стороны различных инспектирующих органов, лицензированием, сертификацией, регистрацией, налоговым администрированием. Результат исследования четко показывает: ситуация остается чрезвычайно тревожной, текущий уровень регуляционной нагрузки высок и далек от тех параметров, которые Минэкономразвития заложило в своих законах о дебюрократизации.
Тем не менее ситуация в сфере инспекций и лицензирования, где начали действовать новые законы, улучшилась. Так, за период между 2001 и 2002 гг. в среднем число проверок всех видов на малом предприятии сократилось на 26% и число заявлений на выдачу новых лицензий уменьшилось на 42%.
С другой стороны, многие предприятия по-прежнему сталкиваются с многочисленными плановыми проверками со стороны одного и того же проверяющего ведомства, что является прямым нарушением нового закона, гласящего, что плановые проверки одним госорганом проводятся раз в два года. Значительная часть «штрафов», налагаемых на предприятия в ходе проверок, не основана на официальной шкале, и фирмы по-прежнему страдают от большого числа внеплановых проверок, особенно со стороны органов внутренних дел. Кроме того, 80% всех лицензий обходятся дороже, чем плата, установленная новым законом, а 77% всех лицензий на руках у фирм выданы на срок меньший, чем предписанные законом пять лет. В дополнение к лицензиям предприниматели вынуждены получать многочисленные разрешения на ведение своего бизнеса, легитимность которых сомнительна. Согласно новому закону «О лицензировании. .. » местные власти не имеют права вводить разрешительные документы на виды деятельности, кроме перечисленных в законе. Однако распространенной практикой остаются, например, разрешения на торговлю и другие нелицензируемые виды деятельности: такие разрешения составляют треть от общего числа лицензий и разрешений. Таким образом, до уведомительной системы, являющейся целью реформы по дерегулированию, еще далеко.
Хочется особо отметить позитивный факт, что во втором раунде опросов предприниматели оценили конкуренцию как более серьезную проблему, чем госрегулирование. Таким образом, российская экономика становится более рыночной — т. е. предприниматели волнуются о поведении конкурентов больше, чем о поведении чиновников. Подобная ситуация имеет место во многих странах Центральной и Восточной Европы еще с начала 1990-х гг.
От чего зависит прогресс.
Лучше стало не везде. Опрос проводился в достаточном количестве регионов и муниципалитетов, чтобы можно было делать выводы о том, какие факторы определяют это улучшение. Первый и важный вывод — исполнение федеральных законов по дерегулированию на местах сильно зависит от сложившейся системы бюджетных отношений между регионом и муниципалитетами. Если местные власти материально заинтересованы в развитии малого бизнеса на своей территории, поскольку их бюджетные доходы в основном зависят не от поступлений из регионального бюджета, а от местной налоговой базы, то налицо более значительные успехи в снижении издержек от лицензирования и инспекций. Если увеличение сбора местных налогов сопровождается эквивалентным сокращением трансфертов из бюджета региона, то такой муниципалитет не заинтересован в развитии бизнеса на своей территории и все законы, какие бы они ни были хорошие, не будут исполняться. Этот вывод следует учитывать при разработке федеративной реформы.
Второй важный вывод — присутствие в регионе крупных фирм приводит к тому, что препятствия входу на рынок устраняются сравнительно медленно, а бремя регулирования для существующих предприятий становится легче сравнительно быстро. Это свидетельствует о том, что крупные фирмы в моногородах не заинтересованы в появлении новых фирм — они не хотят терять своих сотрудников, не хотят конкурировать на рынке труда. А те малые предприятия, которые все-таки появляются, имеют хорошие отношения с местными властями или с самими крупными фирмами, поэтому инспекторы их донимают меньше. Эту проблему, к сожалению, не решить без увеличения мобильности населения: люди должны иметь возможность уезжать из таких городов в поисках лучшей работы.
Третий важный вывод — высокая степень изначального присутствия малого бизнеса в регионе ускоряет прогресс в дальнейшем. Это свидетельствует о важности поддержки реформ со стороны малого бизнеса. Спасение утопающих остается во многом делом рук самих утопающих, и предприниматели должны активно участвовать в политической и юридической борьбе за свои права. Для этого нужно, во-первых, эти права знать, а во-вторых, уметь защищать их в суде — пока предприниматели предпочитают откупаться или использовать личные связи. Это чрезвычайно важная часть построения гражданского общества, и здесь нужна поддержка со стороны общественных организаций и политических партий.