Рост рынка легковых и легких коммерческих автомобилей в августе оказался чуть выше уровня предыдущих летних месяцев. Продажи увеличились на 11%, в июне—июле — на 10,8–10,6%, а еще весной темпы роста рынка были значительно выше (на 17–18%). Общий спрос за первое полугодие увеличился на 16,2%. В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) драйвером роста рынка называют ослабление рубля и ждут дальнейшего восстановления продаж на фоне повышения НДС.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе—августе продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России выросли на 16,2%, до 1,14 млн машин (.pdf). При этом за август рынок вырос на 11%, до 147,4 тыс. штук. Это чуть выше уровня предыдущих летних месяцев: в июле — на 10,6%, до 143,5 тыс. штук, в июне — на 10,8%, до 156,4 тыс. штук. Весной продажи автомобилей в РФ увеличивались активнее — так, в мае они выросли более чем на 18% (было продано 147,5 тыс. машин), в апреле — на 17,6%, до 152,4 тыс. штук. В АЕБ ранее уже отмечали замедление темпов роста восстановления рынка.
Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил, что в августе драйвером спроса стали спонтанные покупки на фоне недавнего ослабления рубля. «В ближайшие месяцы рост, вероятно, продолжится, так как планируемое с января 2019 года повышение НДС в любом случае обеспечит высокий уровень спроса до конца текущего года»,— добавил он.
“Ъ” уже писал о возможном скачке спроса к концу года на фоне повышения НДС. При этом аналитики отмечали, что это же приведет к спаду продаж в начале 2019 года.
Напомним, в 2017 году российский авторынок начал восстанавливатьсяпосле многолетнего падения, начавшегося в марте 2013 года. Автопродажи за прошлый год, по данным АЕБ, выросли на 11,9%, до 1,6 млн машин. По прогнозу ассоциации, продажи легковых машин и LCV в 2018 году вырастут на 10%, до 1,75 млн штук. В среднем на рынке дают прогнозы на том же уровне. Так, АвтоВАЗ ожидает роста рынка на уровне 1,7–1,8 млн штук. В Hyundai также ждут роста на 10%, собственные продажи оценивают в 175 тыс. штук. В Ford Sollers дают прогноз роста рынка в РФ в пределах 10–15%, отмечая, что рост продаж концерна в ключевых сегментах SUV и LCV будет выше рынка. В Mitsubishi говорят о 15% с учетом «недавних валютных колебаний». В Renault ждут роста рынка на 10%.
За восемь месяцев объемы продаж практически всех лидеров рынка существенно выросли. Рост на 28% показывает Kia — до 148,6 тыс. штук. Hyundai нарастила реализацию на 20%, до 115,4 тыс. машин, Volkswagen — на 21%, до 65,4 тыс. У Lada продажи выросли на 18%, до почти 228 тыс. машин, у Renault — на 12%, до почти 93 тыс. штук. За семь месяцев на 11% увеличилась реализация машин Toyota (до 66,6 тыс. штук). Skoda нарастила реализацию на 27%, до почти 50 тыс. штук. Скромнее динамика у Nissan (рост на 7%, до 50,1 тыс. машин).
Падение продаж из крупных производителей замечено лишь у Datsun — на 22%, до 11,7 тыс. машин, Audi — на 9%, до почти 10 тыс. машин, Chevrolet — на 6%, до 18,9 тыс. машин — и УАЗа — на 5%, до 23,6 тыс. машин.