Как выяснил “Ъ”, «Трансмашхолдинг» (производитель локомотивов) попросил Минтранс не вводить новую отсрочку запрета на использование старых локомотивов на путях промпредприятий. В холдинге отмечают, что мораторий сейчас позволяет небольшим игрокам экономить за счет безопасности перевозок. Но в случае отмены отсрочек затраты предприятий на новые локомотивы могут превысить 100 млрд руб.
«Трансмашхолдинг» (ТМХ, среди бенефициаров — Искандар Махмудов, Андрей Бокарев и французская Alstom) выступил против продления переходного периода или отмены требований техрегламента (ТР) Таможенного союза, запрещающих продление без модернизации срока службы маневровых локомотивов, использующихся на путях необщего пользования. Обращение в Минтранс направил гендиректор ТМХ Кирилл Липа (копия письма от 7 августа есть у “Ъ”).
ТР, запрещающий продлевать срок службы локомотивов, утвержден в 2011 году и должен был заработать в 2014 году. Но владельцы парка не раз добивались отсрочки у ЕЭК (последний раз — для маневровых локомотивов предприятий, не выезжающих на пути общего пользования — до 2 августа). Вопрос выведения такой тяги из-под ТР в принципе был одобрен вице-премьером Аркадием Дворковичем (см. “Ъ” от 13 октября 2017 года).
ТМХ является производителем локомотивов. Как отмечает в письме Кирилл Липа, новое продление переходного периода или отмена ТР будет поощрять «извлечение дополнительной прибыли за счет безопасности эксплуатации локомотивов». Это также «дискриминирует» предприятия, которые несли существенные затраты, готовясь к внедрению ТР. ТМХ провел большую работу с ОАО РЖД и крупными предприятиями, локомотивы холдинга соответствует требованиям ТР, но за время переходного периода холдинг не получил ни одного обращения от средних и небольших владельцев старых локомотивов.
В ТМХ “Ъ” подтвердили направление письма, оценив свои расходы, связанные с ТР, в 1 млрд руб. В Минтрансе вопрос прорабатывается «с точки зрения возможных рисков». В Минэкономики “Ъ” сообщили, что не имели замечаний по проекту изменений ТР, который исключал требования по сроку службы к тяге предприятий, не выходящей на общие пути. В ЕЭК “Ъ” подтвердили, что документ на внутригосударственном согласовании членов ЕАЭС. В ОАО РЖД комментариев не дали. В ассоциации «Русская сталь» “Ъ” сообщили, что ее участники провели капремонты, продлив срок эксплуатации локомотивов, не выезжающих на общие пути.
Он говорит и о риске для инфраструктуры, так как локомотивы все равно периодически выходят на общие пути. Другой источник “Ъ” считает, что дискриминации нет: бизнес изначально говорил о необходимости исключить из ТР локомотивы, использующиеся только на путях предприятий, и не тратился на модернизацию. Крупнейшие владельцы тяги — УГМК, НЛМК, другие металлурги, на крупный комбинат приходится 150–200 локомотивов, а модернизация одного стоит 50 млн руб., заключает собеседник “Ъ”.
По оценкам ИПЕМ, на путях предприятий используется около 5,5 тыс. маневровых локомотивов со средним износом 90%. Гендиректор института Юрий Саакян считает, что для локомотивов, выходящих на пути общего пользования, необходимо применять нормы ТР, аналогичные применяемым к ОАО РЖД. Но эксперт считает, что для маневровых локомотивов, ходящих по путям предприятий, можно ввести отдельное техрегулирование: у них низкие скорости (до 5 км/ч), малый вес поездов и т. д. При сегодняшних нормах ТР для обновления этого парка в ближайшие пять лет потребуется более 100 млрд руб., заключает он.
По данным «Infoline-Аналитики», у более 1,1 тыс. компаний было более 7,5 тыс. маневровых локомотивов, из них более 700 собственников эксплуатировали почти 2,3 тыс. единиц тяги с правом выхода на магистральные пути. Уровень износа парка превышает 85%, средний возраст — около 30 лет, говорит глава компании Михаил Бурмистров. При этом в 2014–2017 годах в год закупалось не более 130 единиц (большую часть — ОАО РЖД), отмечает эксперт. Предприятиям в течение пяти лет необходимо закупить не менее 2 тыс. маневровых локомотивов за более чем 100 млрд руб., а также инвестировать в модернизацию не менее 1 тыс. локомотивов еще около 20 млрд руб., заключает он.