Автоконцерны, у которых в 2018 году истекают льготные соглашения о промсборке, на фоне отсутствия ясности с новым инвестрежимом в автопроме вынуждены уже сейчас на индивидуальных условиях договариваться с Минпромторгом о льготах. Так, Hyundai объявила о строительстве в Петербурге завода по производству двигателей. Но источники “Ъ” уверены, что за счет одного этого проекта компания доступ к господдержке не получит, скорее всего, власти потребуют дополнительных инвестиций.
Корейская Hyundai в 2021 году планирует построить завод двигателей мощностью 150 тыс. штук в Петербурге, следует из презентации компании, представленной вчера на Российском автомобильном форуме. В ней указано, что в проекте примут участие и «российские поставщики компонентов двигателей». Объем инвестиций не раскрывается. Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин вчера также заявил, что правительство города планирует подписать специнвестконтракт (СПИК) с Hyundai по выпуску «бензиновых, дизельных и гибридных двигателей» до конца года. По словам чиновника, у Hyundai зарезервирован участок в Петербурге площадью около 200 га.
У Hyundai есть завод мощностью 200 тыс. машин в Петербурге, где выпускаются Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio. Концерн ведет крупноузловую сборку Genesis и Hyundai на «Автоторе». Доля рынка Hyundai Group в 2017 году — 10%, продажи выросли на 9%, до 158,9 тыс. машин. В 2018 году компания планирует нарастить продажи на 10%, до 175 тыс. машин.
По словам источника “Ъ”, Hyundai спешит заключить СПИК, поскольку через полгода у концерна заканчивается соглашение о промсборке. Другой источник “Ъ” утверждает, что Минпромторг не готов подписывать СПИК с компанией и, соответственно, допускать ее до госсубсидий только на условиях строительства завода двигателей и настаивает на постройке завода трансмиссий. В феврале управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев заявлял, что концерн рассматривает участок в Петербурге и как площадку для выпуска трансмиссий. Собеседник “Ъ” также сомневается, что Hyundai сможет заключить СПИК только на условиях строительства завода двигателей. «Они не могут сделать меньше, чем владельцы соглашений второй промсборки (например, Ford и VW Group, которые уже построили заводы двигателей в РФ.— “Ъ”), и получить при этом аналогичный объем господдержки»,— говорит он.
В 2018 году у автоконцернов начинают истекать соглашения о промсборке, которые позволяли по сниженным пошлинам ввозить автокомпоненты для сборки в РФ. В 2018 году, по данным “Ъ”, истекает соглашение и у PSA Peugeot-Citroen. Компания также спешит заключить льготное соглашение: в начале марта она заявила, что планирует принять решение по созданию производства двигателей «в любом случае в 2018 году в течение плюс-минус шести месяцев». Торопится, по словам источников “Ъ”, заключить СПИК и BMW — «концерн хочет успеть до новых правил», на более удобных и индивидуальных условиях, как Daimler. При этом компания боится уступить долю рынка бренду-конкуренту, который уже заручился господдержкой. Вчера Ford Sollers сообщил, что рассматривает возможность организации сборки коробок передач. Остальные концерны пока воздерживаются от заявлений и ждут большей конкретики относительно нового инвестрежима (Минэкономики разрабатывает свой вариант). Почти все инвесторы выступали против подписаний СПИКов на индивидуальных условиях с Минпромторгом. До выборов никаких решений правительства в отрасли не ждут.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» рассуждает, что завод двигателей для Hyundai, если он будет ориентирован на модельный ряд петербургского завода, легко переварит объемы и простаивать не будет. Но вопрос с трансмиссиями более сложный, уверен он, для экономической целесообразности их производства нужны большие объемы. При этом не у всех производителей есть собственные компетенции, не исключено, что Hyundai работает с внешними поставщиками трансмиссий, а их не заинтересуют объемы в 100 тыс. единиц под одного производителя — речь может идти об объемах от 500 тыс. единиц, оценивает эксперт. А у PSA для строительства завода двигателей нет объемов, считает он, «и не факт, что они будут». Рынок вряд ли вырастет вдвое за пару лет, а для резкого роста доли рынка PSA серьезных предпосылок аналитик не видит.