Как выяснил “Ъ”, поправки к Налоговому кодексу избавили автоконцерны от сложного выбора при экспорте между обнулением НДС и акцизов или нулевыми пошлинами. Теперь обе льготы доступны одновременно. По подсчетам экспертов, если бы механизм действовал в 2016 году, участники рынка могли сэкономить около 12 млрд руб. Но мера может негативно сказаться на российских поставщиках комплектующих.
По итогам принятых в ноябре поправок к Налоговому кодексу российские автоконцерны-экспортеры фактически получили новые льготы, рассказал “Ъ” источник на рынке и подтвердили в Российском экспортном центре (РЭЦ). Раньше производителей должны были выбирать: либо обнуление НДС и акциза при поставках за рубеж, либо освобождение от таможенных пошлин и налогов на ввозимые импортные компоненты под экспорт. Теперь экспортеры могут пользоваться обеими льготами. Глава РЭЦ Петр Фрадков рассказал “Ъ”, что с инициативой по изменению правил в центр обратились производители, обновленный механизм станет «серьезным вкладом в развитие экспорта».
Продвижение автоэкспорта стало одной из приоритетных задачей государства в рамках поддержки российского авторынка на фоне его резкого падения (в 2015 году — на 36%, до 1,6 млн машин, в 2014 году — на 10%, до 2,5 млн машин). После девальвации рубля в конце 2015 года правительство заявило, что необходимо этим пользоваться, наращивая экспорт. Так, в 2016 году глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что к 2020 году экспорт должен занимать четверть от производства автомобилей (в начале 2016 года составлял 7,7%), но эксперты полагали: с учетом нынешних экспортных объемов и планов концернов это почти невозможно.
По данным РЭЦ, за январь—сентябрь экспорт автомобилей вырос на 26%, до 75 тыс. машин. Наибольший рост — по легковым машинам, а большая часть поставок пришлась на СНГ (59%) и страны Восточной Европы (29%), говорят в РЭЦ. При этом впервые за 15 лет были поставки в страны Залива (Renault поставила туда более 2,6 тыс. собранных в РФ Duster). АвтоВАЗ за три квартала нарастил экспорт на 61,6%, до 18,2 тыс. машин, «Соллерс» в этом году намерен увеличить поставки за рубеж на 5%, до 7 тыс. автомобилей. У КамАЗа экспорт упал за январь—сентябрь на 8%, до 3,05 тыс. грузовиков (за год концерн планировал поставить за рубеж около 5,6 тыс. машин).
Сами автоконцерны пока обновленные условия экспорта комментируют неохотно и всегда готовы просить больше. В группе ГАЗ, например, отметили, что в поддержке экспорта не хватает субсидий на затраты на подготовку производства техники под требования зарубежных рынков (как в России, так и за рубежом). «Сейчас финансируется НИОКР на экспортные модификации, это очень значимая поддержка, но подготовка производства занимает большую часть затрат»,— замечают в концерне. Также в группе хотели бы поддержки развития сети сервисного обслуживания в экспортных странах.
По данным РЭЦ, на поддержку транспортировки (на экспорт до границы) по итогам года концернам будет выделено 2 млрд руб., на сертификацию и омологацию до конца года — около 1,5 млрд руб., на выставочную деятельность — 128 млн руб. В 2016 году объем господдержки экспорта составил 2,1 млрд руб. В сентябре Петр Фрадков сообщал: в 2018 году запланированы субсидии под создание сервисных центров за рубежом.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает, что если бы новый механизм налоговых льгот действовал в этом году, то автопроизводители сэкономили бы 10–12 млрд руб., таким же был бы объем выпадающих доходов бюджета. Но эксперт замечает: отмена пошлин на ввозимые комплектующие под экспорт может негативно сказаться на развитии отрасли поставщиков в РФ, демотивируя спрос на их продукцию.
По данным РЭЦ, за январь—сентябрь экспорт автомобилей вырос на 26%, до 75 тыс. машин. Наибольший рост — по легковым машинам, а большая часть поставок пришлась на СНГ (59%) и страны Восточной Европы (29%), говорят в РЭЦ. При этом впервые за 15 лет были поставки в страны Залива (Renault поставила туда более 2,6 тыс. собранных в РФ Duster). АвтоВАЗ за три квартала нарастил экспорт на 61,6%, до 18,2 тыс. машин, «Соллерс» в этом году намерен увеличить поставки за рубеж на 5%, до 7 тыс. автомобилей. У КамАЗа экспорт упал за январь—сентябрь на 8%, до 3,05 тыс. грузовиков (за год концерн планировал поставить за рубеж около 5,6 тыс. машин).