Для доработки целевой модели рынка (ЦМР) железнодорожных грузоперевозок и ее реализации создается новая структура — рабочая группа с сопредседательством Минтранса и Минэкономики. Она должна подготовить новый пакет документов с полностью снятыми разногласиями, а также долгосрочную программу развития ОАО РЖД и его финансовую модель к 5 октября. Между тем текущий вариант модели ряд экспертов и чиновников называют серьезно недоработанным. В ФАС вообще считают подобный документ преждевременным.
Подготовку и реализацию целевой модели рынка железнодорожных грузоперевозок поручили новой рабочей группе, следует из протокола по итогам совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича 24 мая (копия протокола есть у «Ъ»). Ее сопредседателями выступят курирующие замминистры транспорта и экономического развития (Алан Лушников и Николай Подгузов). Доработанный проект ЦМР и план мероприятий по ее реализации должны быть представлены до 5 октября. В частности, поручено проработать и согласовать предложения по институту частных перевозчиков, долгосрочному тарифному регулированию, балансу парка на сети, привлечению частных инвестиций в инфраструктуру. Также Минтранс, Минэкономики и ОАО РЖД должны ускорить подготовку долгосрочной программы развития монополии, в том числе ее финансовую модель, для принятия документа одновременно с ЦМР и в увязке с ней. К этому же сроку необходимо провести оценку последствий реализации модели для участников рынка и экономики страны в целом.
Согласовать ЦМР пытаются с 2015 года. Стороны рассчитывали утвердить ее как раз 24 мая, но снять многочисленные разногласия не удалось (см. «Ъ» от 26 мая). Вчера в Минтрансе на запрос «Ъ» не ответили. В Минэкономики поручение пока не получили. Несмотря на отсутствие комментариев, неофициально чиновники уверяют «Ъ», что ЦМР «будет дорабатываться открыто и публично», при этом «главная задача — сделать рабочую модель, которая бы не содержала в себе противоречий, была понятной и применимой». Старший вице-президент ОАО РЖД Вадим Михайлов также заверил «Ъ», что компания выполнит все распоряжения вице-премьера по итогам совещания: «Будет совместная рабочая группа — будем дорабатывать целевую модель. На совещании было сказано о том, что следует доработать прежде всего те вопросы, которые связаны со взаимодействием с потребителями».
Глава совета директоров компании «Трансойл» Игорь Ромашов считает, что на данном этапе важно придерживаться принципа последовательности: вначале модель рынка, а далее его участников. Рынок не сможет, да и не должен развиваться под бизнес-цели какого-либо из участников перевозочного процесса, подчеркивает топ-менеджер. Он подчеркивает, что перевозка — это «неотъемлемая часть сбытовой деятельности грузоотправителей». «В интересах заказчиков перевозки нужно расширять горизонт планирования тарифной политики и вырабатывать прозрачные механизмы формирования затрат за счет разделения инфраструктурной и перевозочной деятельности внутри монополии»,— полагает Игорь Ромашов.
Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отмечает, что фундаментальным недостатком последнего проекта ЦМР является отсутствие цифр, «в документе нет перечня конкретных показателей KPI, отражающих исторические изменения до принятия модели и после ее выполнения». При обсуждении ЦМР неоднократно звучали пожелания «оцифровать модель», а чтобы это сделать, нужно провести расчеты, показывающие, какие положения к каким результатам должны привести, говорит эксперт. По его словам, с учетом необходимости разработки KPI ЦМР роль Минтранса и рабочей группы при согласовании ЦМР повышается. Также, считает господин Савчук, положительным решением и системным подходом к вопросу формирования ЦМР является идея увязать документ с программой долгосрочного развития ОАО РЖД.
В ФАС еще более категоричны и вообще считают затянувшуюся дискуссию вокруг ЦМР бессмысленной. Споры о целевой модели не должны подменять решения текущих проблем грузоотправителей, которым прежде всего нужны качество, доступность и предсказуемость, пояснил «Ъ» замглавы службы Александр Редько. «Мы видим, что глава ОАО РЖД Олег Белозеров делает многое для улучшения качества работы компании и возвращения грузов,— добавил он.— Тот же запуск электронной площадки грузоперевозок — серьезный шаг на пути от монополии советского типа к инновационной логистической компании». По мнению чиновника, прежде чем принимать новую модель, нужно дать оценку предыдущей, реализация которой происходила в тяжелых условиях, сопровождалась рыночными кризисами и коллапсами, связанными то с невывозом грузов, то с банкротством операторов и проблемами лизинговых компаний, и стоила экономике и потребителям «сотен миллиардов рублей».
Наталья Скорлыгина, Сочи; Анастасия Веденеева