ОАО РЖД предложило очередной вариант разделения активов СП России, Белоруссии и Казахстана Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК). По нему партнеры ОАО РЖД — железные дороги Казахстана (КТЖ) и Белоруссии (БЖД) — получат по 33% в операционной компании, создаваемой на базе ОТЛК, но утрачивают права на доли и дивиденды «РЖД Логистики» (РЖДЛ) и «Трансконтейнера». Судьба последнего остается открытой.
Неделю назад ОАО РЖД направило в Росимущество, Минэкономики и Минтранс письма с уведомлением о ходе обсуждения реорганизации ОТЛК. «Ъ» удалось ознакомиться их содержанием, в том числе актуальными идеями ОАО РЖД по реорганизации СП. В Минэкономики подтвердили, что письма получили, вопрос прорабатывается, в Минтрансе «Ъ» не ответили.
ОТЛК учреждена ОАО РЖД, КТЖ и БЖД в 2014 году как трансъевразийская логистическая компания, оператор вагонов и грузовых терминалов. Акционеры должны были передать ОТЛК активы, но это сделало только ОАО РЖД, внесшее 50% плюс 2 акции «Трансконтейнера» и 100% минус 1 акцию РЖДЛ. В итоге ОАО РЖД получило 99,84% ОТЛК, а КТЖ и БЖД, сделавшие взнос в размере 32,7 млн руб.,— по 0,08%. В 2015 году было решено перестроить ОТЛК по модели asset-light (без активов), вернув ОАО РЖД «Трансконтейнер» и РЖДЛ. Также стоял вопрос о дивидендах этих компаний — пока они платятся ОТЛК, а не ОАО РЖД. Обсуждался ряд вариантов (см. «Ъ» от 28 сентября, 5 октября и 2 ноября 2016 года), но консенсус не был найден.
Сейчас ОАО РЖД предлагает создать три структуры. ОТЛК Eurasian Rail Alliance (ОТЛК ERA) включит операционный функционал ОТЛК, в том числе договорную базу и бизнес-процессы, а также вклады КТЖ и БЖД. Три акционера получат по 33,3%. В «ОТЛК Логистику» передадут пакет РЖДЛ, а в «ОТЛК Финансы» — дивиденды, перечисленные «Трансконтейнером» и РЖДЛ. В обеих структурах 100% минус 1 акция будет принадлежать ОАО РЖД, одна — ОТЛК. У ОТЛК останется пакет «Трансконтейнера». Поскольку и КТЖ, и БЖД выйдут из состава акционеров ОТЛК, а в ней по закону об АО не может быть менее двух акционеров, одна акция ОТЛК будет передана по номинальной стоимости РЖДЛ.
Дальнейшая судьба пакета «Трансконтейнера» (его готовы выкупить у ОАО РЖД группа «Сумма» и другие участники рынка) пока не решена. Комитет по стратегическому планированию совета директоров ОАО РЖД в декабре 2016 года постановил, что решение будет принято после анализа стратегии развития оператора с учетом итогов работы в прошлом году и концепции развития транспортно-логистического комплекса монополии (разрабатывается в рамках актуализации стратегии развития ОАО РЖД до 2030 года). В конце февраля комитет одобрил проект ТЗ независимого анализа вариантов распоряжения пакетом «Трансконтейнера». Провести его должен аналитический центр при правительстве до 15 июня.
Эксперты отмечают рост показателей «Трансконтейнера». В 2016 году его выручка по МСФО увеличилась на 21%, до 52 млрд руб., EBITDA и чистая прибыль — на 15%, до 6 млрд руб. и 3,2 млрд руб. соответственно. Денис Ворчик из «Уралсиба» в обзоре отметил, что в 2016 году рынок железнодорожных перевозок контейнеров вырос на 10%, до 3,26 млн TEU, в первом квартале 2017 года наблюдается ускорение темпов роста (на 23% за январь—февраль).
По мнению ОАО РЖД, новая схема позволит одновременно создать «ОТЛК без активов» с равным участием акционеров, обеспечить возврат акций РЖДЛ и «Трансконтейнера» и вывести их дивиденды из ОТЛК. Но, подчеркивает глава Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин, «красивый пассаж об увеличении до 33% долей белорусов и казахов в одной из образуемых компаний останется пассажем». «Не думаю, что данная компания сможет занять какие-то заметные позиции на рынке»,— полагает он, отмечая, что исходно ни КТЖ, ни БЖД не стремились в ОТЛК. Их позиция вряд ли поменялась, поскольку «несмотря на единое экономическое пространство, железнодорожные администрации предпочитают суверенитет».
Наталья Скорлыгина