Госдума рассмотрит законопроект, предлагающий вернуть в Уголовный кодекс специальную статью, наказывающую за мошенничество в предпринимательской сфере.
Возможно, это покажется парадоксальным, но отдельная предпринимательская статья призвана в первую очередь защитить самих предпринимателей от необоснованного уголовного преследования.
На самом деле все логично: многие эксперты давно сетуют на слишком размытые формулировки статьи 159 УК «Мошенничество». Из-за этого она получается резиновой, и завести дело можно фактически на любого бизнесмена, рассказывали адвокаты и правозащитники. Ведь бизнес дело рискованное, и при желании можно придраться к любой неудаче: не афера ли?
Именно из-за чрезмерно размытых формулировок основной статьи, несколько лет назад было принято решение более детально прописать ответственность. В УК было внесено шесть новых статей, наказывающих за мошенничество в определенных сферах.
Например, появилось наказание за мошенничество в сфере страхования, мошенничество с платежными картами. И так далее. Но одна из статей — 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности» — стала предметом рассмотрения в Конституционном суде. По мнению заявителей, обратившихся тогда в высшую судебную инстанцию, наказание за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности мягче, чем за обычное мошенничество, совершенное в особо крупном размере, и это нарушает принцип равенства.
Конституционный суд России согласился с тем, что разница в подходах «позволяет назначать разное наказание за сходные акты мошенничества», если речь идет о крупном размере. Законодателю было дано шесть месяцев на исправление ситуации.
Представители юридической науки вчера назвали это решение беспрецедентным: впервые был установлен жесткий срок, после которого статья Уголовного кодекса, если в нее не будут внесены изменения, потеряет юридическую силу. Законодатели не успели, и статья перестала действовать.
Если нынешний законопроект будет принят, то «предпринимательская» статья вернется в УК. При этом законопроект исключает физических лиц из числа тех, в отношении кого может быть совершено преступление по этой статье. Жертвами «бизнес-мошенничества» могут стать индивидуальные предприниматели, организации или государство. Также изменяются и санкции. Также и шкала наказаний в обычной статье «Мошенничество» и статье, наказывающей за мошенничество в сфере, выравниваются. Например, в общей статье «Мошенничество» наказание за преступление с причинением крупного ущерба снижается до пяти лет.
Правда, некоторые эксперты достаточно скептично отнеслись к инициативе. Советник Федеральной палаты адвокатов России Евгений Рубинштейн в беседе с корреспондентом «РГ» напомнил, что летом прошлого года в статью 159 УК РФ (то есть обычное «Мошенничество») уже были внесены изменения, направленные на исполнение постановления Конституционного Суда РФ.
— Так, были добавлены части 5-7, которые посвящены мошенничеству в сфере предпринимательства, — пояснил Евгений Рубинштейн. — Они были призваны заменить статью 159.4 и уравнять санкции за одинаковые преступления в отношении физических лиц и юридических лиц (в том числе публично-правовых образований). Сейчас же законодатель предлагает внести изменения в статью, которой уже нет, поскольку статья 159.4 УК РФ в июле 2016 года была признана утратившей юридическую силу.
В любом случае государство сейчас принимает активные меры, чтобы защитить бизнес от необоснованного давления. Совершенствуется и судебная практика. Недавно пленум Верховного суда России принял постановление об особенностях привлечения к уголовной ответственности предпринимателей за экономические преступления. Важное разъяснение: правоохранительные органы не смогут по собственной инициативе возбуждать дела на предпринимателей по статьям «Мошенничество». Основанием для начала расследования должно быть заявление потерпевшего. Нет пострадавших — нет дела.