Нелегкая доля у послов заграничных в России. Страна огромная, экономика псевдорыночная, законы переменчивые. И стоит кому из соотечественников попасть на Руси в переплет, так и не знают дипломаты, как лучше им подсобить. Вот, к примеру, итальяно-швейцарская компания «Duferco» решила прикупить заводик на Урале, а какой конфуз вышел. Заводчики оказались ушлыми — имущество металлургическое, не спросясь компаньонов, иностранцам продали. Так и пошли за тем суды-пересуды, иски-апелляции, аресты-дефолты. Хотели европейские магнаты на грош пятачков прикупить, а вышло им боком. Вот тогда они себе на подмогу посла и позвали.
Посол Италии в России Жанфранко Факко Бонетти этим летом письмо губернатору Свердловской области прислал, не удосужившись при этом перевести свое послание с итальянского на русский. И хоть завизированный перевод официальным документом не является, в губернаторской резиденции все равно приняли во внимание, что дипломатический посланник сильно обеспокоен ситуацией вокруг Верх-Исетского металлургического завода, большая часть акций которого принадлежит компании «Duferco», и надеется, что Эдуард Россель не допустит ущемления интересов иностранных инвесторов.
В России уж так повелось — чуть иностранные бизнесмены почуют угрозу своей «золотой жиле», так тут же начинают голосить про свою беззащитность. А что если представить себе схожую картину в Италии: кто-то из наших толстосумов приобрел по бросовой цене контроль над крупнейшей макаронной компанией, а когда группа акционеров поставила вопрос о правомочности сделки, стал у стен Ватикана разглагольствовать о притеснении православных бизнесменов фабрикантами-католиками. В лучшем случае инициаторов такой протестной акции посчитали бы «не от мира сего». А у нас воспринимают как поборников справедливости.
Итальянский посол не ограничился письмом, а лично нанес визит среднеуральскому главе. Недавняя поездка Жанфранко Факко Бонетти в Екатеринбург была обставлена как разведка перспектив урало-итальянского сотрудничества. Римский посланник отметил, что итальянский бизнес готов инвестировать капиталы в местную промышленность, но для этого нужны гарантии их сохранности и прозрачные «правила игры». В речах гостей, среди которых были и представители «Duferco», явно и скрытно рефреном звучал ВИЗ. ВИЗ — как положительный пример работы итальянцев в России, ВИЗ — как конфликтная точка, которая может задать неверный вектор сотрудничества.
Еще с момента конфликта на ОАО «Альстом-СЭМЗ», являющимся одним из ключевых зарубежных предприятий французского концерна «Альстом», уральской бизнес-элите стало понятно, что в имущественных спорах с иностранцами на поддержку властных структур можно рассчитывать, если у тебя «рыльце не в пушку». Бывшего гендиректора СЭМЗа А.Кузницына рабочие не вынесли за ворота «на вилах» лишь благодаря вмешательству иностранных собственников, которые решили соблюсти галантность и позволили «мятежному генералу» уйти подобру-поздорову. Власти в тот момент призвали стороны лишь к одному — не доводить дело до рукоприкладства и решить конфликт в правовом поле.
На ВИЗе «кашу заварили» тоже топ-менеджеры, но погуще, чем была на СЭМЗе. «Duferco» стала заложницей семьи Кавтревых. Папа с сыном четыре года назад воспользовались своим должностным положением и продали кипрской офшорной компании визовский цех прокатки за 20 тысяч долларов. Нереальность такой сделки понимает любой здравомыслящий человек, тем более, облеченный дипломатическим титулом. Быть может, господин посол и не в курсе того, что Арбитражный суд Свердловской области де-юре вернул имущество прежним владельцам — акционерам ВИЗа, среди которых «Duferco» занимает доминирующие позиции. Но топ-менеджеры «Dufercо» об этом прекрасно осведомлены, также как и о судебном процессе в Никосии, одним из первых актов которого стал арест 40% акций кипрской компании «Витрэйд холдингс лимитед», которая в 1998 году как раз и получила подарок в виде визовского цеха.
Проигрывая в судах, итальянцы с семейным дуэтом Кавтревых ищут рычаги воздействия на своих оппонентов, среди которых выделяется межотраслевой концерн «Уралметпром». Накануне визита итальянского посла в Екатеринбург на концерн была организована атака налоговой полиции. Налоговики при обыске в офисе «Уралметпрома» изъяли более 2 тысяч документов! Их действия благословила прокуратура Верх-Исетского района, руководителей которой уралметпромовцы подозревают в близких связях с семьей Кавтревых. Заказной характер этой акции не вызывает сомнений: налоговики, явившись в офис одного хозяйствующего субъекта, произвели выемку документов другого юридического лица. Еще более комичным выглядел взлом находящегося под окнами «Уралметпрома» частного гаража, в котором полицейские искали никель в гранулах, якобы спрятанный там сотрудниками концерна. Кавтревы в своем стремлении повернуть судебные реки вспять, как могут, задействуют местечковый «подручный инвентарь». У их итальянских компаньонов калибр побольше. Нет, конечно, Жанфранко Факко Бонетти в ходе своих встреч в резиденции губернатора и аппарате уральского полпреда Президента России не ставил вопрос об административном прессинге к оппонентам «Duferco», но визовская тема выставлялась как лакмусовая бумажка урало-итальянских экономических связей.
Между тем, тяжелую итальянскую «артиллерию» противники «Уралметпрома» намерены использовать всерьез — 20 ноября в Екатеринбург должен прибыть итальянский министр внешнеэкономической деятельности. И, можно не сомневаться, интересы «Duferco» вновь будут лоббироваться. Только на чиновничество и остается уповать тем, кто совершил ничтожные сделки и теперь рискует остаться «у разбитого корыта». И кто, собственно, сказал, что коррупция оседлала одну Россию? В Италии чиновники-взяточники чувствуют себя не хуже наших.