Skip to content

«Норникель» отказывается от ряда инвестиционных проектов на фоне затоваренного мирового рынка никеля

8 мин.

Опубликованно: 20 октября 2015

Промышленные новости, Руда, Экология

Горно-металлургическая компания «Норильский никель» заморозила ряд инвестиционных проектов на общую сумму 500 млн долларов. Об этом сообщил исполнительный директор компании Павел Федоров : «Речь идет о консервировании инвестиционных проектов на сотни миллионов долларов. Совокупная стоимость этих проектов, по нашим оценкам, в перспективе трех-четырех лет была порядка 500 миллионов долларов. Работа по этим проектам будет остановлена».

По словам Павла Федорова, в условиях плохой конъюнктуры рынка металлов компания начинает программу дополнительного сокращения операционных затрат, по некоторым статьям до 10%, а также еще раз проведет ревизию остаточных непрофильных активов.

«С учетом крайне негативной рыночной конъюнктуры и ожиданий мы должны еще раз пересмотреть все проекты, — говорит Федоров. — Мы консервируем инвестиционные решения по всем проектам, которые еще не одобрены в целевой стратегии развития, по ним будем частично финансировать только проектно-изыскательские работы».

В качестве примера замороженных проектов была названа приостановка развития рудника Северный Глубокий в Мурманской области. Возможно, жертвой сокращения станет и проект разработки Масловского месторождения, если конъюнктура рынка не изменится. Полный перечень замороженных проектов в компании пока не раскрывают, но говорят, что оптимизация не коснется первоклассных активов. Таких проектов у компании, по словам Павла Федорова, 50 из 280. Это, например, заполярный филиал «Норникеля», Кольская ГМК, читинский проект, реконструкция Талнахской обогатительной фабрики.

Сокращение затрат не скажется на коллективном трудовом договоре и экологических проектах (серном проекте, закрытии никелевого производства в Норильске).

Отметим, что ранее, в марте этого года, «Норникель» обещал переломить продолжающуюся с 2012 года тенденцию снижения своих капитальных инвестиций и сохранить их в следующем году в рублевом измерении на уровне этого года — 105 млрд рублей. Но, как видим, не сложилось. Компания передумала.

Хотели как лучше

«Норникель» — многопрофильная горно-металлургическая компания. Производит широкий спектр цветных и драгоценных металлов: платину, кобальт, медь, палладий, родий, золото, серебро, иридий, осьмий, селен, рутений, теллур. Но главная составляющая ее выручки традиционно приходится на никель, на этом рынке она один из крупнейших в мире игроков (см. график 1). В прошлом год никель дал компании 43% ее выручки.

Долгое время рынок никеля радовал игроков отрасли, обеспечивая им неплохие показатели рентабельности. «Норникель», например, пошел на довольно щедрые для своих акционеров условия дивидендной политики. Компания обязалась до 2017 года ежегодно выплачивать в качестве дивидендов 50% от показателя EBITDA, но не менее 2 млрд долларов. В последующие годы дивиденды должны составлять 50% от EBITDA ежегодно. Для понимания масштабов уточним, что в 2014 году «Норникель» выплатил акционерам в качестве дивидендов 3,3 млрд долларов — на 10% больше, чем годом ранее. Основными акционерами компании и, соответственно, получателями этих средств выступили «Интеррос» Владимира Потанина (30,3%), «Русал» (27,8%), Millhouse (5,87%) и «Металлоинвест» (3,2%).

Щедрая дивидендная политика сочеталась с высокой инвестиционной активностью компании. В 2012 году она вышла на рекордный уровень капитальных инвестиций — 2,68 млрд долларов. Это на 20% больше показателя предыдущего года.

Но с тех пор инвестиции пошли по наклонной вниз. Уже в 2012 году, несмотря на рекордные показатели, планы были сорваны. Ведь вложить в качестве капитальных инвестиций планировалось целых 3,2 млрд долларов.

В октябре 2013 года генеральный директор «Норникеля» Владимир Потанин заявил, что в ближайшие пять лет инвестиционная программа компании сократится с запланированных два года назад 37,6 до 10 млрд долларов.

Наконец, в 2014 году капитальные инвестиции компании составили 1,3 млрд долларов — на 35% меньше уровня предыдущего года.

Важнейшим из уцелевших инвестиционных проектов компании, пожалуй, можно назвать Быстринский ГОК. Это проект строительства в Забайкалье на базе медно-железно-золотого месторождения ГОКа мощностью 10 млн тонн руды в год. Стоимость проекта оценивается в 1,378 млрд долларов, в 2017 году ГОК должен начать работу. Проект имеет общегосударственное значение, он включен в стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, Сибири, цветной металлургии. Поэтому его реализации пока ничто не угрожает. Под него найдено и финансирование. Этим летом «Норникель» привлек у ВЭБа под этот проект 874 млн долларов в юанях.

Привлекались ли кредиты под замороженные проекты? Нет, говорят в «Норникеле». Речь идет о замораживании проектов, решение о реализации которых еще не было принято, соответственно, и никакого финансирования пока не привлекалось: «При лучшей конъюнктуре эти проекты могут быть интересны в будущем, но в текущих условиях не вписываются в стратегию развития компании».

Можно ли ждать дальнейшего урезания инвестиционной программы компании? Это вполне возможно. Как известно, в правительстве сейчас рассматривается вопрос повышения НДПИ для металлургов ради наполнения бюджета.

По мнению аналитика УК «Альфа-капитал» Андрея Шенка , принципиально на конкурентоспособности отрасли это не скажется: «Не думаю, что правительство повысит налог настолько, что платежеспособность металлургов ухудшится. В первую очередь рост налогов бьет по прибыли, и для акционеров повышение НДПИ — однозначно негативный сигнал. Но с точки зрения долговой нагрузки и платежеспособности существенного ухудшения ждать не стоит».

Однако, по словам Павла Федорова, «Норникель» может еще больше сократить свою инвестиционную программу в случае повышения НДПИ: «Если решение об увеличении НДПИ будет принято, то нам придется дополнительно оценивать это влияние, поскольку наш сегодняшний анализ не включает в себя фактор налоговых рисков. Если сценарий поменяется, то будем искать дополнительные резервы, далее сокращать число проектов и объемы инвестиций, снижать затраты по всему периметру».

Справедливости ради надо сказать, что в падении инвестиционной активности «Норникеля» свою роль сыграл фактор обесценивания национальной валюты. Ведь при развитии и модернизации производств часто за валюту приобретается иностранное оборудование, не имеющее отечественных аналогов. По данным компании, если в 2014–2015 годах в общей массе капитальных инвестиций на валютную составляющую приходилось 10–15%, то в 2016–2017-м может прийтись уже до 40%.

Но в большей степени инвестиционный пыл «Норникеля» охладила ценовая конъюнктура на рынке никеля.

Китайцы подвели

Никель подешевел с начала года примерно на 30%, до 10,4 тыс. долларов за тонну. При этом по сравнению с ценами сентября (9,5–9,8 тыс. долларов) он еще и несколько подорожал.

Если сравнивать с пиковыми уровнями цен образца 2008 года, никель сейчас дешевле почти в пять раз, и по этому показателю он безусловный аутсайдер среди биржевых товаров (см. график 2). Неудивительно, что в «Норникеле» рассматривают эту ситуацию как настоящую катастрофу. «Еще несколько месяцев назад, когда мы все проходили через фазу девальвации рубля, мировой рынок металлов был совсем другим, — говорит Павел Федоров. — Только в середине августа отрасль пересекла границу, за которой цены на металлы ушли настолько глубоко в себестоимость производства. Так, на примере никеля, 60 процентов предприятий отрасли работают сегодня в убыток. Если смотреть на рыночные настроения по широкому индексу биржевых товаров, то мы оказались на самом низком уровне за последние семнадцать лет, это очень серьезный вызов для отрасли».

Сейчас примерно по 450 тыс. тонн избыточного никеля накоплено и на Лондонской, и на Шанхайской биржах. А ведь это гигантские объемы, около половины всего мирового производства за год, или работа «Норникеля» за три года.

«Запасы никеля на складах Лондонской биржи росли с начала 2013 года. Пока перспектив быстрого уменьшения этих запасов мы не видим», — говорит г-н Федоров.

Основной причиной плохой конъюнктуры на рынке никеля считается снижение потребления в Китае. Китайская экономика — крупнейший потребитель целого ряда металлов, и никель тут не исключение. Каждая вторая произведенная в мире тонна никеля в последние годы потреблялась в Китае (см. график 3). Но китайцам столько металла уже не нужно: их экономика замедляется, некоторые страны Европы ввели антидемпинговые пошлины на китайскую нержавеющую сталь. Да и в целом в мире прогнозируется избыток предложения никельсодержащей нержавеющей стали в связи с переходом на хромсодержащую нержавейку. Так что потребление никеля в Китае падает, и это тянет за собой вниз и цены.

«Если тренд на замедление продолжится, то и цены будут снижаться, — говорит Андрей Шенк. — Цена на никель диктуется спросом, и определить дно практически невозможно. Дно появится тогда, когда будет пик снижения экономической активности. Со стороны предложения эффект на цену слабее: существуют различные технологии производства, но даже себестоимость производства катодного никеля у различных производителей сильно различается. В результате, даже если цена опустится намного ниже уровня рентабельности у наименее эффективных игроков, то выбывающие мощности будут компенсированы наращиванием производства у более эффективных игроков, и цена будет оставаться низкой».

Что интересно, в апреле этого года «Норникель» предсказывал, что рынок никеля по итогам 2015 года окажется дефицитным, а цены вырастут. Год, конечно, еще не закончен, но пока этот прогноз выглядит, прямо скажем, ошибочным. Причем избыток предложения наблюдался и ранее. В 2014 году — 197 тыс. тонн, в 2013-м — 186,7 тыс. тонн.

Отметим, что, по оценкам японской Sumitomo Metal Mining, мировой рынок никеля в этом году останется профицитным. Избыток предложения по итогам года составит 12 тыс. тонн, даже несмотря на то, что производство за год сократится на 1,5%, до 1,947 млн тонн.

Со своей стороны Goldman Sachs предсказывает по итогам этого года избыток предложения на рынке никеля в размере 31 тыс. тонн. А аналитики Deutsche Bank полагают, что мировое производство никеля упадет на 3% в этом году и на 1% в следующем.

В общем, новости безрадостные для игроков рынка.

«Мы исходим из цен на никель 10 тысяч долларов за тонну в среднесрочной перспективе, но, естественно, надеемся на лучшее. Мы готовимся к худшему сценарию и вокруг этого будем выстраивать свою инвестиционную политику, в этом суть нашего адаптивного подхода к управлению бизнесом. У нас есть набор активов, которые всегда были пограничными. Если цена на никель в ближайшие пять лет будет ниже 10 тысяч долларов за тонну, то, наверное, у нас есть активы в периметре, которые в этих сценарных условиях точно не являются первоклассными. Будем смотреть», — резюмирует Павел Федоров.

Пока отрасль может надеяться лишь на то, что хотя бы 2016 год все же окажется дефицитным.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...