Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) смогут закупать товары для армии и флота у Росрезерва, сообщил в субботу вице-премьер Дмитрий Рогозин: «Поддержано предложение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), будут дополнительные заседания в коллегии Военно-промышленной комиссии» (цитата по «Интерфаксу»).
Для поддержки предприятий ОПК, исполняющих гособоронзаказ, могут быть использованы продукция и сырье, которые уже накоплены в Росрезерве, объяснил «Ведомостям» руководитель Росрезерва Дмитрий Гогин, соответствующее поручение было дано Рогозиным. «Мы сообщили таким предприятиям, чем владеет Росрезерв, они выбрали то, что может их интересовать», – рассказывает Гогин. Вопрос проработан с федеральными органами исполнительной власти и сейчас распоряжение о выпуске материальных ценностей госрезерва находится на подписи у премьер-министра Дмитрия Медведева, отмечает он.
Нужно закупать все необходимое заранее по ценам, которые не будут резко меняться из-за колебаний на рынке, объяснил Рогозин. Росрезерв так или иначе закупает сырье на будущее, отмечает замруководителя ФАС Максим Овчинников. Минобороны поддерживает идею, говорит сотрудник министерства: она позволит избежать дополнительных потерь из-за инфляции, колебаний цен и курса.
Кто купит
По данным Минпромторга, в реестр организаций ОПК в 2014 г. входило 1339 организаций. Производство в 2014 г. выросло на 15,5%, в основном за счет роста товаров военного назначения.
Использование Росрезерва как инструмента хеджирования ценовых рисков позволило бы смягчить конфликты между участниками гособоронзаказа, продолжает Овчинников. Какие товары будут закупаться у Росрезерва, пока не решено, отмечает он. В этом году возникли проблемы с металлами, контракты были заключены по ценам 2013 г., что на 30–40% выше сложившихся сейчас цен с учетом падения курса рубля, приводит Овчинников пример. В декабре 2014 г. – январе 2015 г. цены на основные материалы и энергоресурсы выросли на 10%, а на некоторые металлы – до 35%, жаловался ранее директор Объединения производителей железнодорожной техники Николай Лысенко. Даже после падения долларовых цен на сталь на 30% в рублях ее стоимость из-за девальвации почти удвоилась за год, говорит аналитик RMG Андрей Третельников. Из-за роста стоимости сырья страдают практически все отрасли, рентабельность становится отрицательной, согласен сотрудник строительной компании.
Закупать у Росрезерва предприятия смогут по тем же ценам, что приобретал сам Росрезерв, объясняют чиновники. Законом предусмотрены две возможные схемы – безвозмездная передача или приобретение предприятием товаров госрезерва по цене оценщика. Какой вариант применить, решает правительство, объясняет Гогин, цена может быть существенно ниже, чем на рынке, так как товар не новый.
По закону «О государственном материальном резерве» Росрезерв должен обновлять свои запасы ежегодно на 20%. ФАС предлагает, чтобы Росрезерв выбрасывал эти запасы на рынок, говорит Овчинников. Но есть и другая схема, продолжает он: ФАС предлагает Росрезерву закупать материалы, например алюминий, под нужды крупнейших предприятий – исполнителей гособоронзаказа, рассказывает Овчинников. В таком случае Росрезерв мог бы рассчитывать на существенную оптовую скидку и осуществлять поставки по льготной цене предприятиям ОПК, говорит он, но предприятия должны будут доказать, что материалы идут именно на производство военной техники. При таком варианте, возможно, Росрезерву придется увеличивать закупки в зависимости от потребностей предприятий ОПК, заключает Овчинников. Росрезерв готов накопить запасы товаров, которые в последующем могут понадобиться предприятиям для исполнения гособоронзаказа в условиях экономической нестабильности и санкций, подтверждает Гогин, но пока этот вопрос прорабатывается.
На рынок новый механизм никак не повлияет, считает Овчинников, так как большинство рассматриваемых рынков являются профицитными. На дефицитных рынках, конечно, могут быть колебания, поэтому тут необходимо внимательно оценивать ситуацию, считает он.
На экономике производителей цветных металлов схема не отразится, говорит аналитики БКС Олег Петропавловский, на внутренний рынок приходится всего 10% поставок. Но и потребители сильную скидку не получат, продолжает он, сейчас тонна меди стоит $5000, или 325 000 руб., Росрезерв мог закупать в 2009–2010 гг. по $7000, в рублях это лишь немногим дешевле, чем сейчас.