К давлению монополистов — ОАО РЖД и газовиков — на правительство в попытках ускорить рост тарифов присоединились энергетики. Они требуют пересмотреть планы по повышению тарифов на электроэнергию и тепло уже с 1 апреля. Только дополнительная индексация цен на тепло может дать сектору 33 млрд руб. Чтобы сгладить последствия для потребителей, поднимать цены предлагается раз в квартал или в полугодие. Но в Минэкономики и ФСТ пока не поддерживают идею подгонки тарифов под фактическую инфляцию.
Вчера руководители семи крупных российских и иностранных тепловых энергокомпаний направили вице-премьеру Аркадию Дворковичу и главе Минэнерго Александру Новаку письмо с предложениями по мерам поддержки сектора в кризис (копия есть у «Ъ»). Среди подписавших — Волжская ТГК Виктора Вексельберга, Сибирская генерирующая компания Андрея Мельниченко, «Фортум», «Э.Он Россия», «Энел Россия» и государственные «Интер РАО — Управление электрогенерацией» и «Газпром энергохолдинг». В НП «Совет производителей энергии» солидарны с предложениями компаний. Генераторы уже требовали вернуть индексацию цен регулируемых договоров (поставки энергии населению — около 15% выработки ТЭС) и мощности, отмененную на 2015 год. Теперь они просят пересмотреть еще и тарифы на тепло, объясняя это резким ростом цен, в том числе на топливо, и инфляционными ожиданиями (в тарифах на тепло и энергию на 2015 год принималась инфляция 7-8%).
Предложения об индексации тарифов на реальную инфляцию звучат с конца 2014 года во всех регулируемых секторах. Так, глава ОАО РЖД Владимир Якунин на прошлой неделе говорил о необходимости реализации этого хотя бы в 2016 году. Газовики просят повысить тарифы с 1 июля на уровень фактической инфляции прошлого года (11,4%). Сторонники ускоренного роста цен есть и в правительстве: ФСТ в феврале предложила заметно повысить тарифы в 2016 году. По мнению ведомства, при инфляции 7,5% тарифы на электроэнергию должны вырасти на 16,9%, при 12,2% — на 19,6% на электроэнергию и на 15,5%на тепло. Цены на железнодорожные грузоперевозки предлагается поднять на 15,8%, на газ — на 7,5-12,2% для промышленных потребителей и на 2% — для населения. Однако пока правительство готово пересмотреть лишь с 1 мая тарифов энергосбытов (см. «Ъ» от 27 февраля).
Регулируемые цены на тепло и электроэнергию в рамках текущей концепции должны вырасти с 1 июля на 8,5% и в среднем на 7,5% соответственно. На будущее генераторы предлагают компромисс. Они отмечают, что из-за «опережающего роста цен» уже во втором полугодии 2014 года и ожидаемой инфляции в 2015 году на уровне 15,8% «включение недополученных цен в тарифы приведет к их резкому росту с 1 июля 2016 года». Поэтому лучше поднимать тарифы на тепло постепенно, с 2015 года, допустив в законе полугодовую или поквартальную индексацию. Также речь идет о росте тарифов на оптовом рынке и цены конкурентного отбора мощности так, чтобы учесть разницу между номинальной и реальной инфляцией и стоимость привлечения капитала.
В 2014 году инфляция составила 11,4% — почти на 4 п. п. выше прогноза, и принятые решения приведут к тому, что вклад тарифов в инфляцию в 2015 году будет самым низким за последние 15 лет — менее 20% при традиционных 30-40%, отмечает Наталья Порохова из ЦЭП Газпромбанка. Возможные дополнительные доходы энергетиков в случае реализации их предложений только по продаже тепла она оценивает на уровне 33 млрд руб. в 2015 году. В то же время, уточняет эксперт, исходить из инфляции в 15,8% за 2015 год не совсем корректно: в регулировании пока используется показатель 12,2% (в 2016 году, ожидается замедление инфляции до 7-8%).
В секретариате Аркадия Дворковича «Ъ» сообщили, что письма пока не получали. В Минэкономики сразу назвали предложения генераторов необоснованными. «Дополнительная индексация регулируемых договоров не предусмотрена социально-экономическим прогнозом развития»,— поясняют в министерстве. Индексацию тарифов на тепло там также не поддерживают: основная статья затрат здесь — это топливо, но при этом индексация цен на газ проводится раз в год, а цены на другие энергоносители (уголь, мазут) растут ниже инфляции. Даже в ФСТ также не видят оснований для пересмотра этих тарифов: регулирование в секторе строится не на учете макроэкономических показателей и инфляционных ожиданий, а на конкретных затратах компаний. Каких-либо расчетов по росту затрат теплогенераторов в ФСТ не поступало, говорят в ведомстве, добавляя, что в любом случае вопрос об индексации тарифов на электроэнергию и мощность можно рассматривать только с учетом мнений сетевых компаний и потребителей.
Анастасия Фомичева, Наталья Скорлыгина, Юрий Барсуков