Когда слышатся слова о том, что «вхождение России в ВТО не имеет смысла», имеет смысл понять, кто же их произносит. И если они вылетают из уст того, кто в «квасном патриотизме» замечен не был, имеет смысл прислушаться к его доводам. Парадокс состоит в том, что пассаж о бессмысленности вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию озвучил один из тех российских промышленников, которые до сих пор считались горячими сторонниками скорейшего вхождения в ВТО. Глава ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов.
Необходимо пояснить, впрочем, что об отсутствии смысла во вступлении в ВТО глава одного из флагманов отечественной металлургии говорил в контексте одной из последних дискуссий, состоявшейся между российской правительственной делегацией и европейскими чиновниками. И его слова, обращенные к западным бизнесменам, отнюдь не были признаком разворота оверштаг в российской промышленной среде. Скорее, они подтверждают, что наша бизнес-элита – вопреки расхожему мнению – вовсе не стремится протолкнуть страну в ВТО любой ценой.
Алексей Мордашов говорил о позиции отечественного бизнес-сообщества на международном мероприятии, само название которого предполагает необходимость крепко подумать. В конце недели во французском курортном городе Эвиан завершил работу форум под названием «Развитие бизнеса в СНГ: ВТО — инструмент или самоцель?». В его работе, как сообщается, приняли участие более 180 бизнесменов и предпринимателей из 17 стран, представители международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк, ЕБРР, а также специализированных организаций ООН. Как полагается, прошли «круглые столы» по энергетике, транспорту, металлургии, сельскому хозяйству и банковскому делу.
Собственно говоря, в рамках «энергетического стола» и завязалась дискуссия между российскими и западными участниками, вызвавшая резкую реплику Алексея Мордашова. Камнем преткновения – в который уж раз – оказался «тарифный вопрос». Секретарь Рабочей группы ВТО по присоединению России Ренцо Франко подчеркнул, что требование выровнять внутренние и внешние цен на энергоносители является для Запада принципиальным.
Ответ главы «Северстали» оказался весьма горячим. «Требование ВТО привести в соответствие внутренние и внешние тарифы на энергоносители совершенно неприемлемо для российской экономики и может стать непреодолимой преградой для вступления России в ВТО, – заявил Алексей Мордашов. – Это естественное конкурентное преимущество, которое должно остаться за Россией. В противном случае вхождение России в ВТО не имеет смысла».
Строго говоря, разница во внутренних и внешних ценах, вызванная уникальным для каждой страны сочетанием основных факторов производства, составляет экономическую основу международной торговли. Поэтому требование нивелировать этот разрыв отдает незнанием азбучных истин экономики. Или же чистой воды политикой.
Впрочем, напоминать западным бюрократам азы университетского курса макроэкономики не стал даже такой авторитетный специалист, как исполнительный директор «Русского алюминия» Александр Лившиц. Он лишь отметил, что требование унифицировать тарифы невозможно выполнить даже чисто технически, поскольку в самой Европе цены на электричество могут отличаться в три раза в зависимости от страны.
«Вы нам скажите, к чему приравнивать [наши тарифы на электроэнергию], если цена за мегаватт в час в Норвегии составляет 18 долл., а в Германии — от 30 до 60 долл. в зависимости от земли, – воскликнул Александр Лившиц. – Ответа до сих пор нет».
Впрочем, Россия находится под гнетом жестких временных рамок. Как считает член делегации России на переговорах с ВТО Юрий Афанасьев, затягивание диалога с Евросоюзом грозит затяжкой переговорного процесса на много лет. «Если мы не урегулируем разноглася в 2003-2004 гг., нам будут предъявлены новые, более жесткие правила по присоединению [к ВТО], – отметил российский чиновник. – Нам придется рассматривать новые правила игры, которые будут оговорены в ходе нового раунда, но без нашего участия. Затем потребуется еще пара лет для пересмотра законодательства, продолжения переговорного процесса и так далее».
По всей видимости, России придется, как в шахматной игре, отчасти пожертвовать качеством ради выигрыша темпа. Однако позиция российских бизнесменов позволяет надеяться, что жертвы не будут чрезмерными, и что плюсов от присоединения к ВТО для экономики будет больше. Впрочем, говорить о конкретном экономическом эффекте можно будет лишь после согласования всех деталей.
Аналитический отдел РИА «РосБизнесКонсалтинг»