Вчера правительство боролось с пиратами. Широкая программа защиты интеллектуальной собственности будет обсуждаться зимой, но одно решение уже принято: торговать аудио- и видеопродукцией можно будет только в специализированных магазинах, а не с лотков. Осталось лишь решить: новая Горбушка — это один спецмагазин или много лотков? А 30-метровый павильон у метро — спецмагазин?
Правительство взялось за пиратов из страха санкций. В этом году за пассивность в борьбе с пиратством США наказали украинских металлургов на $75 млн. А Россия, считают антипиратские ассоциации, в 2001 г. причинила обладателям прав ущерб $850 млн — в 4 раза больше Украины. Так что опасаться есть чего. К тому же защита интеллектуальной собственности — одно из требований ВТО. И вообще воровать нехорошо, а российским обладателям патентов тоже надо защищать свои права.
Михаил Касьянов назвал пиратство «признаком дремучести страны». А президент Microsoft Стив Баллмер даже отказывается экспортировать в Россию видеоприставку Xbox: компания теряет деньги на продаже оборудования, а вернуть их за счет программного обеспечения мешает пиратство.
Россия, однако, — страна вовсе не дремучая. Она просто не так богата, как страны, предлагающие ей скопировать свою систему защиты прав. Дороговизна лицензионных продуктов мешает распространению новых технологий и знаний. Даже созданная британским правительством Комиссия по интеллектуальным правам собственности (CIPR) рекомендует бедным странам учитывать при защите прав свой уровень жизни и то, какие интеллектуальные продукты они сами производят.
Почти весь XIX век США не защищали права иностранных литераторов, доказывая, что свобода копирования нужна молодой нации в образовательных целях. Ускоряя индустриализацию, когда-то не охраняла патенты и Европа. После Второй мировой ее опытом успешно воспользовались Южная Корея и Тайвань.
Лицензионный иностранный музыкальный CD в России стоит порядка 600 руб. и, по Госкомстату, на среднемесячный доход россиянина больше шести CD не купишь. Программное обеспечение — основа общения и интеллектуального производства — еще менее доступно в своем «легальном» виде. Иностранные правообладатели должны выстроить адекватный местным возможностям маркетинг — либо тиражировать здесь продукцию, либо продавать специальные дешевые релизы. Если они не хотят это сделать — не дело государства им помогать.