/Rusmet.ru, Михаил Родионов, Виктор Ковшевный, НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ»/ Утилизация должна стать ключевым словом в программе, направленной на поддержку спроса на новые автомобили, старт которой был объявлен 1 сентября 2014 года. Напомним, принцип программы заключается в предоставлении покупателям скидки на приобретение транспортных средств при сдаче старого автомобиля на утилизацию либо в рамках механизма «трейд-ин», варьируемой в зависимости от выбранного механизма сдачи старого авто и его категории.
Почему особое внимание требуется уделить утилизации? На основании документов, которые будут выдавать утилизаторы, будущие автовладельцы получают право на скидку от 50 до 350 тыс. рублей (по «трейд-ин» – от 40 тыс. руб.). Выделено на программу до конца года 10 млрд. рублей. Несложно догадаться, как потирают руки будущие миллионеры, которые получат свои состояния на «левой утилизации», то есть на «утилизации», которая не будет проведена фактически. Потому что настоящая утилизация – весьма затратный и трудоемкий процесс.
Многие с удивлением обнаруживают, что ПРАВИЛЬНО УТИЛИЗИРОВАТЬ, а не выбросить на свалку и не «отправить в металлолом» автомобиль — вовсе не так быстро, просто и дешево, как может показаться. Почему так? Неужели переработка «автохлама» может стоить, как сезонное ТО «нормального» автомобиля?! Что же там с ним такое делают за эти деньги?! Для наглядности и достоверности обратимся к опыту участия компаний ПК «Втормет», «ОРИС ПРОМ» и «ХЕТЕК Воронеж» в первой программе утилизации и стимулирования спроса 2009-2010 гг., по которой прошло 600 тыс. автомобилей.
Что такое «утилизация» автомобиля и почему она не бесплатна
Во-первых, если вы планируете не сами снимать утилизируемый автомобиль с учета в ГИБДД, а поручить это по доверенности, например, автодилеру или утилизатору, то понятно, что ехать в ГИБДД, стоять там в очереди, писать заявление, подавать документы и получать их все равно кому-то придется. И вряд ли этот кто-то захочет делать это бесплатно, да еще и ехать туда за свой счет.
Во-вторых, автомобиль надо доставить на производственную площадку, а это далеко не всегда то же самое место, что и пункт приема, потому что обеспечивать непрерывную работу даже далеко не самого мощного шредера один даже самый крупный пункт приема не в состоянии. Да, и до пункта приема многие сдаваемые автомобили добраться «на своих ногах» уже не в состоянии. Буксировать почти все такие авто тоже невозможно из-за имеющихся неисправностей, согласно Правилам дорожного движения. Значит, выполнить эту работу может только специализированный и потому дорогой грузовой автомобиль — автовоз. Да-да, точно такой же, как развозит новенькие иномарки по автосалонам. Или эвакуатор, тоже не простаивающий в столицах, да и во многих других городах без дела.
Но вот «ВЭТС» («вышедшее из эксплуатации транспортное средство») оказалось, наконец, на производственной площадке. «Ну так бросить его в шредер — и дело с концом!» Можно, конечно, и так, но только пока пиропатрон подушки безопасности не вышибет глаз оператору погрузчика, а бензобак или газобалонное оборудование не взорвется, повредив шредер и исполосовав осколками защитного стекла его оператора, а экологическая полиция, нагрянув вместе с инспекцией Роструда по вышеуказанным ЧП, не обнаружила в лужах на промплощадке и в ближайшем водоеме веселенькую радужную пленку масел…
Значит, в-третьих, из автомобиля надо умело извлечь и отправить на отдельную переработку пиропатроны всех подушек безопасности и прочие потенциальные «бомбы» (сюда же и газовые и жидкостные амортизаторы, кондиционер, …) либо, опять же грамотно и умело, принудительно вызвать их срабатывание, обеспечив безопасность персонала и имущества.
Надо демонтировать аккумуляторные батареи, аккуратно собрать наполняющий их электролит — раствор серной кислоты, отделить оставшиеся свинцовые пластины от пластикового корпуса и отправить все это добро на переработку.
Также современные автомобили оснащены каталитическими нейтрализаторами выхлопных газов, содержащими до нескольких граммов драгоценных металлов. Если эти металлы попадут в лом стали, алюминия или меди и будут переплавлены с ним — это будет «вредная примесь». А если катализаторы умело вырезать ручными гидравлическими ножницами из выпускного тракта автомобиля и отправить на переработку — уже сегодня можно собирать несколько тонн драгметаллов в год!
То же касается и деталей, изготовленных из нержавеющих сталей, электропроводки, деталей из цветных металлов и их сплавов: их надо либо снимать до шредирования либо усложнять сортировку получаемого шрота.
Кроме того, в автомобилях становится все больше электроники, а это — уже не только позолоченные и посеребренные контакты, но и редкие и редкоземенльные металлы и их соединения, используемые в полупроводниковых устройствах, экранах и т.д. Поэтому всю встроенную электронику крайне желательно извлекать в самом начале переработки автомобиля.
Делается это только при помощи специального оборудования грамотным, хорошо обученным и натренированным персоналом.
В-четвертых, автомобиль надо «осушить» — удалить из него все технологические жидкости (а они очень разные и объем их весьма значителен): остатки топлива (а это может быть и бензин, и дизель, и газ), моторное и трансмиссионное масла, хладагент кондиционера, омывающую жидкость, рабочие жидкости тормозов, амортизаторов, гидроусилителей руля, гидрокорректоров фар, толкателей крышек багажника, …
И осушить автомобиль «на коленке» не получится — нужен целый контейнер специального оборудования: гайковерты, дрели, компрессоры, всасывающие щупы, отдельные емкости для разных жидкостей и т.д.
В-пятых, хорошо будет, по возможности, снять сразу всю резину, стекла и пластиковые детали: меньше работы по сортировке после шредера, а значит — проще и дешевле соответствующее оборудование.
На самом деле, поступать так причин больше. Шины лучше перерабатывать на отдельных производственных линиях, тогда и резиновая крошка получается пригодная для более широкого использования, и металлокорд — «скелет» современных шин — можно отсортировать отдельно от остального лома черных металлов — ведь это качественная сталь строго определенного химического состава и ее разумнее использовать для выплавки стали той же марки.
Что касается стекла и пластиков, пока в России они, к сожалению, в лучшем случае используются как инертные наполнители, например, в дорожном строительстве, а чаще — просто захораниваются в измельченном виде на «полигонах» — свалках…
Как должна работать Правительственная программа
Чтобы устранить воровство государственных денег, необходимо учитывать всех участников программы — как легальных, так и нелегальных.
Легальные — это автовладельцы, автодилеры, автозаводы, переработчики лома с необходимым для утилизации оборудованием.
Нелегальные — это фирмы-однодневки, которые с радостью заключат липовые договора на утилизацию с автодилерами.
Стоит сказать, что и у автодилеров будет велик соблазн работать с такими компаниями, потому что за каждую сданную машину они смогут получать существенный бонус, ведь машина пойдет не на утилизацию, а на разбор с последующей продажей б/у запчастей, узлов и агрегатов. Таким образом и легальные автодилеры перейдут в «серую зону». Некоторые вольно, некоторые невольно, из-за непонимания процесса утилизации.
Матрица программы обновления парка автотранспортных средств и утилизации
Здесь и далее под «транспортными средствами» понимаются колесные транспортные средства.
С учетом отсутствия в России переработки стекла и пластика утилизация показывается только с точки зрения металла, из которого состоит автомобиль более чем на 75%.
0. Все транспортные средства (в России больше 50 млн.единиц). Автовладельцы.
1. Прием транспортных средств на утилизацию после снятия авто с регистрации. Приемные пункты по стране – переработчики лома и автодилеры. После снятия с учета транспортное средство и предоставления требуемого набора документов превращается в ВЭТС (выведенное из эксплуатации транспортное средство).
2. Подготовка ВЭТС к первой переработке у переработчика лома или на шредерном заводе – демонтаж шин и аккумуляторов, слив жидкостей, осушка. Переработчики лома и конкурирующие с ними за машины фирмы-однодневки.
3. ВЭТС, узлы и агрегаты, подготовленные к утилизации. Склад переработчиков лома, шредерных заводов.
4. Переработка ВЭТС, узлов и агрегатов на специальном оборудовании – процесс создания металлургического сырья — черного и цветного лома.
5. Национальный стандарт утилизации, экологические нормы, мониторинг и контроль. НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ», Росприроднадзор, пожарная инспекция, трудовая инспекция, Ростехнадзор, ….
6. Металлургическое сырье, полученное в результате переработки ВЭТС (лом…). «Левые» агрегаты и узлы. Переработчики лома и конкурирующие с ними за машины фирмы-однодневки.
7. Переработка лома в металлопрокат и другие материалы. Металлургические заводы.
8. Передел полученного металлопроката в автокомпоненты, сборка машин из произведенных автокомпонентов. Автозаводы и производители автокомпонентов
9. Новые транспортные средства (проданные по программе утилизации), новые автокомпоненты. Автовладельцы.
10. Сервис и ремонт транспортных средств. Б/у запчасти, узлы должны попадать в п. 3. Автосервисы.
11. Программа обновления парка и утилизации на 10 млрд.руб / распоряжение Минпромторга, Минфин
Анализируя эту матрицу, мы получим то, что должно быть в программе: требуется четкое определения понятия утилизации.
Утилизация — это процесс переработки транспортного средства с целью получения сырья с последующим вовлечением его в хозяйственный оборот и минимизацией образования отходов, подлежащих захоронению. Также, в идеале должна быть уточнена и определена роль автосервисов, где образуются б/у запчасти — не все автовладельцы готовы забрать использованные ранее «железки».
В матрице отражены ключевые точки жизненного цикла автомобиля: эксплуатация ТС, подготовленное к утилизации ТС, сырье из ТС, новое ТС. Это значит, что если есть утилизация транспортных средств, то есть и сырье, которое получено из сданного на утилизацию автомобиля, а также переплавка этого сырья в новый металл, который потом может быть использован при производстве новой машины. Получается, вчерашняя «Лада» может претендовать на то, чтобы в новой жизни стать «Мерседесом».
НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» приглашает российские автозаводы и автодилеров к кооперации: вместе построить в России цивилизованный авторынок, в котором утилизация занимает незаменимое и неотъемлемое место.
Или зарубежные автопроизводители вкладывают в утилизацию просто так, потому что деньги некуда девать? Например, в немецком концерне BMW есть департаменты:
— Project Parts Lifecycle and Cost Management и
— End-of-Life Product & Environmental Management EOL,
которые занимаются вопросами жизненного цикла машины, вопросами себестоимости и проектированием новых автокомпонентов, исходя из будущей утилизации. Получается, «БМВ» мечтает стать российским автомобилем?
При объединении усилий утилизаторов и автозаводов, и «Мерседес» будет мечтать стать в будущей жизни российским автомобилем.
_______________________________________________________________________
Rusmet, ООО «Интеллектуальные ресурсы», НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ», ОАО «АСМ-холдинг» и Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» приглашают все заинтересованные стороны 24 сентября 2014 года обсудить ключевые детали реализации объявленной государственной программы утилизации ВЭТС и стимулирования спроса на новые автомобили и участвовать в разработке итогового документа с предложениями делегатов конференции Минпромторгу России по совершенствованию программы утилизации транспортных средств и мерам по ее эффективной реализации.
Конференция «Утилизация транспортных средств в России — 2014»
24 сентября 2014 г.
Москва, Ренессанс Москва Монарх Центр (Renaissance Moscow Monarch Centre Hotel) — Ленинградский проспект, 31А, строение 1
Официальный сайт мероприятия http://ar.rusmet.ru