/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ С началом Рамадана (28 июня) на ближневосточном рынке длинномерного проката наступил период затишья, который, как ожидается, завершится осенним подъемом деловой активности. С ним региональные производители связывают надежды на улучшение ситуации, которая пока что складывается не в их пользу.
В конце июня котировки на конструкционную сталь на Ближнем Востоке продолжали медленно снижаться под влиянием низкого спроса и тревожных событий в Ираке, где может разгореться полномасштабная война. Турецкие металлургические компании, предприятия которых находятся на юге страны, уже несколько недель практически не поставляют в Ирак свою продукцию, а так как это государство являлось для них важнейшим рынком сбыта, у поставщиков возникли значительные излишки непроданной продукции.
Вследствие этого внутренние цены на арматуру в Турции провалились до $550-570 за т EXW, а при экспорте некоторые сделки заключаются из расчета менее $555 за т FOB. В то же время, турецкая катанка пользуется более высоким спросом, а ее стоимость достигала в конце июня $590-600 за т FOB. По данным аналитиков, производители арматуры срочно снижают уровень загрузки мощностей, который в июне будет у ряда компаний не выше 70% по сравнению с более 80% в мае и первой половине июня.
Проблемы со сбытом возникают у турецких поставщиков не только в Ираке. Так, во второй половине июня практически ушли с рынка ливанские трейдеры. В стране обострилась политическая ситуация, что негативно сказывается на состоянии местной строительной отрасли. Кроме того, ливанские компании перед началом Рамадана накопили большие запасы импортного длинномерного проката, главным образом, китайского и поэтому не проявляют особой заинтересованности в новых сделках.
В Египте спрос на конструкционную сталь находится на стабильно высоком уровне, а внутренние цены на арматуру превышают $615 за т EXW без налога. Турецкие поставщики могут предложить аналогичную продукцию по $575 за т CFR и менее, но объемы продаж остаются низкими. Основная проблема заключается в хроническом дефиците свободно конвертируемой валюты в Египте. Большинство трейдеров не в состоянии приобрести доллары для импортных закупок по приемлемому курсу.
Страны Персидского залива демонстрируют достаточно высокий уровень активности в строительной отрасли, однако дистрибуторы предпочитают работать с местными поставщиками. Компании в ОАЭ готовы приобретать турецкую арматуру в больших количествах, но по низким ценам. Встречные предложения с их стороны поступали в конце июня на уровне около $550 за т FOB. Кроме того, в регионе продолжает расширяться собственное производство. До конца третьего квартала в Саудовской Аравии и Кувейте планируется ввод в строй нескольких новых арматурных прокатных станов.
Еще одна хроническая проблема на ближневосточном рынке заключается в высокой конкуренции со стороны китайских компаний. Цены на длинномерный прокат в КНР продолжают падать. В конце июня в некоторых сделках стоимость арматуры составляла менее $450 за т FOB, а катанки – менее $465 за т FOB. В частности, сообщалось о поставках китайской арматуры в Ливан по $480-490 за т CFR и катанки в Саудовскую Аравию по $515-520 за т CFR. В обозримом будущем существенного повышения этих котировок не ожидается.
Китайский материал практически вытеснил из Ближнего Востока и Африки украинский длинномерный прокат. В июне арматура украинского производства поставлялась, в основном, в Ливан по $520-525 за т FOB и мелкими партиями – в страны Западной Африки. Из-за этого производители ориентируются, в основном, на страны СНГ и Восточной Европы, где нет конкуренции с китайцами, а цены более благоприятные.
В целом перспективы на июль выглядят для ближневосточного рынка длинномерной продукции не очень оптимистичными. Фактически единственное, что удерживает цены от более значительного спада – это дороговизна металлолома. Из-за высоких затрат на сырье турецкие компании вынуждены удерживать арматуру выше $550 за т FOB, иначе они будут нести убытки. Судя по всему, лом в текущем месяце дешеветь не будет, а значит, региональные котировки на длинномерный прокат, как минимум, сохранятся на текущем уровне.