/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ В течение большей части мая уровень покупательской активности на мировом рынке металлолома был низким. Большинство потребителей откладывали закупки в расчете на скорое удешевление сырья. И, пожалуй, имели для этого основания.
Котировки на металлолом в последние два месяца находятся под давлением вследствие слабости рынка длинномерного проката. В странах Ближнего Востока он медленно, но непрерывно дешевеет вследствие избытка предложения при отсутствии существенного подъема в региональной строительной отрасли, а также в связи с приближением Рамадана (28 июня – 27 июля). В Азии спрос на конструкционную сталь сейчас тоже относительно низкий, так как в регионе в разгаре сезон дождей, а котировки на эту продукцию упали вследствие широкомасштабных поставок дешевого китайского проката. Наконец, на лом, очевидно, должна действовать дешевизна железной руды, стоимость которой сократилась примерно на 20% за последние два месяца до около $90 за т, что близко к минимальным значениям за последние четыре года.
В июне, к тому же, произошло понижение цен на металлолом в странах-экспортерах. На европейском рынке удешевление по сравнению с предыдущим месяцем составило порядка 5-10 евро за т, причем, в связи с новым падением котировок на длинномерный прокат в регионе не исключается дальнейшее уменьшение стоимости сырья во второй половине июня. В США различные сорта лома понизились в цене на $5-20 за т, причем, в наибольшей степени спад затронул шредированный лом.
Не удивительно, что турецкие металлургические компании в июне ожидали сокращения своих затрат на сырье, по меньшей мере, на $10 за т по сравнению с майскими $370-375 за т CFR для американского и европейского материала HMS № 1&2 (80:20). Однако их расчеты не оправдались. Трейдеры так и не пошли на существенные уступки, согласившись понизить цены всего до около $370 за т CFR. При этом, поставщики лома могли позволить себе выжидание, а вот потребители, к июню исчерпавшие запасы, – нет. Количество сделок, заключенных в Турции в первой половине текущего месяца, было относительно небольшим, но цены оставались относительно стабильные, спад не превысил $2-3 за т.
Впрочем, не исключен вариант того, что турецкие компании в ближайшем будущем все-таки смогут вынудить поставщиков пойти на уступки. По крайней мере, отступать металлургам некуда. Разница в ценах на лом HMS № 1&2 (80:20) (CFR) и арматуру (EXW/FOB) составляет в настоящее время порядка $190-200 за т, что для некоторых производителей уже на грани убыточности.
Кстати, украинский металлолом 3А при поставках в Турцию в середине июня все-таки подешевел до около $345 за т CFR, что примерно на $5 за т меньше по сравнению с началом текущего месяца. Российские трейдеры получают встречные предложения на уровне $350 за т CFR, но для них были неприемлемы и прежние запросы, на $5-7 за т выше.
В Восточной Азии российский металлолом пользуется более устойчивым спросом. В первой половине июня его поставки в Корею осуществлялись по $365 за т CFR и выше. При этом, корейские сталелитейные компании, в мае державшиеся, по большей части, вне рынка, в июне были вынуждены возобновить крупномасштабные закупки, создав благоприятные возможности для повышения котировок на сырье во всем регионе.
В частности, крупнотоннажные партии американского лома HMS № 1, ранее котировавшегося на уровне около $370 за т CFR Корея, в июне приобретались корейской Hyundai Steel по $377 за т CFR. Стоимость HMS № 1&2 (80:20) для Тайваня поднялась до $355-360 за т CFR, прибавив не менее $5 за т по сравнению с концом мая. Примерно так же подорожал и японский материал Н2, который в середине июня продавался в Корею по $328-332 за т FOB против около $325 за т FOB двумя неделями ранее. Под влиянием улучшения внешней конъюнктуры немного возросли и внутренние цены на лом в Японии, хотя спрос на этот материал оставляет желать лучшего.
Как считают специалисты, рассчитывать на существенную прибавку поставщикам металлолома в Азию все-таки не приходится вследствие наличия очевидных проблем на региональном рынке длинномерного проката. Но и для нового спада нет особых оснований.