/Rusmet.ru, Галина Резник/ Индийский рынок стали быстро развивается и имеет огромный потенциал. На сегодняшний день потребление стали на душу населения в этой стране составляет 44 кг, т.е., оно значительно меньше, чем в Бразилии (100 кг), Китае (307,3 кг), ЕС-27 (392 кг), США (353,9 кг), не говоря уже о Японии (625,9 кг). Этот показатель гораздо ниже и среднемирового (198 кг). Однако, по прогнозу министра сталелитейной промышленности Вирбхадры Сингха, в ближайшие 5-6 лет индийский спрос удвоится. Поэтому он считает, что национальной металлургической отрасли необходимо увеличить мощности до 124 млн. т уже к 2012-2013 году.
Казалось бы, этот грандиозный план вполне реалистичен: в Индии есть крупные месторождения железной руды, а ведущие транснациональные компании уже давно стремятся построить там интегрированные сталелитейные заводы. При этом местные производители тоже разработали программы расширения мощностей. Власти одного только «железорудного» штата Орисса за последние пять лет подписали контракты на строительство металлургических заводов с 49 национальными и иностранными компаниями. Однако ни один из новых проектов до сих пор не реализован по двум причинам: бюрократические препятствия и протесты местного населения, умело подогреваемые оппозиционными политиками.
Правда, исходно, ситуация была иной. Несколько лет назад, когда иностранные компании только начинали переговоры о своих проектах с индийским правительством, этим планам резко воспротивилось национальное «стальное лобби». Местные сталелитейные магнаты напоминали властям о прошлом опыте иностранных инвестиций в индийскую сталь, когда иностранные производители подписывали меморандумы о строительстве заводов и получали лицензии на разработку железорудных месторождений. Они действительно вкладывали деньги, но только в строительство рудников, а добытое сырье просто экспортировали на свои заводы в других странах.
В таких «нехороших» намерениях обвиняли, в частности, корейскую Posco, когда она пыталась договориться о своем проекте пять лет назад. Правительство восприняло эти обвинения с должным вниманием и запретило Posco экспортировать руду. Корейцы долго торговались с властями по этому вопросу и, наконец, пришли к консенсусу: компании разрешили вывозить из Индии до 30% добытой руды с низким содержанием железа, но взамен Posco пообещала ввозить такое же количество сырья более высокого качества, чтобы смешивать его с местной рудой для использования на будущем предприятии. По стопам Posco двинулись и другие международные корпорации. Все они, как и корейцы, вздыхали с облегчением, подписав с властями «железорудных» штатов меморандумы о взаимопонимании, в которых оговаривалось выделение под строящиеся предприятия резервов руды. Однако, как оказалось, рано.
Дело в том, что строить новые заводы планируют и индийские металлурги. За последние три года они анонсировали более десятка крупных проектов (более 5 млн. т), и еще больше средних и мелких. При этом, все компании, и местные, и иностранные, устремились в три штата – Джаркханд, Орисса и Чхаттисгарх, на которые приходятся почти 70% из подтвержденных 13,5 млрд. т запасов (общие резервы Индии оцениваются в 25 млрд. т). В одной только Ориссе было подписано восемь меморандумов о взаимопонимании, в которых оговаривалось выделение резервов железной руды под строящиеся предприятия. Естественно, возникли проблемы с получением лицензий на добычу: разные компании претендовали на одни и те же залежи, а администрация штата, не имея возможности выбрать, тянула время, вообще ни принимая конкретных решений.
Наконец, неторопливые чиновники определились с несколькими лицензиями, и страдания компаний зашли на новый круг: теперь «счастливчикам» требовалось получить «добро» от Экологического информационного центра, который оценивает воздействие будущего завода на окружающую среду. А получить его крайне трудно, причем не из-за предполагаемого губительного эффекта, а в связи с бесконечными отсрочками.
А теперь – самое интересное: покупка земли. Проблема с приобретением участков под строительство обусловлена двумя причинами. Во-первых, крестьяне отказываются продавать землю и не хотят переселения в другие места. Во-вторых, эти настроения раздувает оппозиция, используя их в своей политической игре. В результате по состоянию на начало октября 2009 года приобрести землю под строительство сумела единственная компания – индийская JSW Steel для планируемого завода в штате Западная Бенгалия. Все остальные проекты прочно застряли на этой стадии.
По данным индийского Министерства сталелитейной промышленности, зависла в воздухе судьба 22 крупных проектов общей стоимостью $82 млрд. В частности, в сентябре приостановили попытки приобрести землю Arcelor Mittal, Essar Steel, Jindal Steel & Power, Posco и Tata Steel. Это и понятно. Posco предложила построить в Ориссе завод мощностью 12 млн. т в год еще в 2005 году, но с тех пор так и не сумела продвинуться с покупкой земли. Не лучше положение и у Arcelor Mittal: в 2006-м компания предложила построить два завода (каждый – 12 млн. т) в Ориссе и Джаркханде, но до сих пор так и не смогла начать процесс покупки земли ни для одного из проектов из-за жесткого сопротивления местных жителей. Такая же ситуация и у Tata Steel, которая собиралась реализовать три новых проекта (Джаркханд, Орисса и Чхаттисгарх).
По этому поводу Д.С. Рават, генеральный секретарь Торгово-промышленной палаты (ASSOCHAM), высказался в том духе, что оппозиционные партии чрезмерно политизируют проблему приобретения земли. По его мнению, для промышленников имеет смысл покупать ее непосредственно у владельцев, заключая прямые договоры купли-продажи, а правительства штатов должны играть роль координаторов. «Если компании способны установить прямой контакт с местными жителями и убедить их в преимуществах, которые принесет региону реализация проектов, многие проблемы отпадут сами собой», – говорит Рават.
Однако возражающие против проектов неправительственные организации считают такой подход слишком упрощенным. Типичные аргументы защитников народных интересов сводятся к тому, что компаниям нельзя доверять, и их утверждения, что данные проекты будут способствовать развитию региона в целом, – просто миф. Так, Рави Реббапрагада, председатель национального альянса Mines, Minerals and People, указывает, что в прошлом уже возникали ситуации, когда люди, которых переселили из-за реализации проектов, не смогли заново организовать свою жизнь. По его словам, компания может предложить работу одному члену семьи, но не ясно, что делать остальным ее членам, для которых именно земля была источником существования. «Компании должны предоставить гарантии, что жизнь перемещенных жителей улучшится, а не ухудшится. А предлагаемой денежной компенсации для этого недостаточно», – говорит Реббапрагада.
Эти дискуссии могли бы продолжаться бесконечно, однако в начале октября компания Arcelor Mittal объявила, что из-за проблем с приобретением земли компания собирается отозвать свои планы строительства заводов в штатах Орисса и Джарканд. Владелец и председатель правления группы Лакшми Миттал сообщил в интервью «The Financial Times», что собирается инвестировать выделенные на эти проекты $20 млрд. в других странах. По его словам, затяжки с приобретением земли он считает «неприемлемыми». Тогда политики осознали, что несколько «заигрались», а на разных уровнях власти начались «шевеления».
Так, ASSOCHAM предложила серию мер по решению проблемы, включая поправку к закону о приобретении земли, которую должен принять парламент, создание национального банка земли, выплату компенсации владельцам участков по рыночной цене и выделение им акций проектов. Кроме того, в пакет предложений входит оценка действенности программ реабилитации перемещенных лиц, которую должна производить комиссия, созданная на уровне штата, и закрепление за компаниями-покупателями ответственности за связанные с реабилитацией программы.
Центральное правительство серьезно забеспокоилось, что огромные инвестиции могут уплыть в другом направлении, и попыталось поторопить власти «железорудных» штатов. Однако в конце октября правительство Ориссы выступило с заявлением: «Мы проводим политику мирной индустриализации, и это относится ко всем проектам без исключения». При этом местные чиновники утверждают, что если компании, включая Posco и Arcelor Mittal, предложат приемлемый пакет для переселения и реабилитации (R&R), то им будет проще убедить людей в преимуществах проектов.
Тем не менее, власти Ориссы активизировались, а некоторые проекты стали обретать реальные очертания. Так, Tata Steel уже объявила, что в декабре все же начнет строительство нового завода (6 млн. т в год). Генеральный директор компании Х.М. Неруркар сообщил журналистам, что 80% жителей уже переселились с места будущего строительства. Продвинулся и проект Tata Steel в Чхаттисгархе: жители 10 деревень одобрили планы компании относительно строительства завода (5,5 млн. т в год), для которого необходимо освободить более 1 тыс. га земли. В свою очередь, Posco сообщила, что собирается начать закладку фундамента завода в Ориссе в ближайшие 2-3 месяца, скорее всего – в январе. Кстати, на церемонии будет присутствовать президент Южной Кореи Ли Мун Бак, и именно его предстоящий визит в Индию мог поспособствовать сталелитейной компании в решении проблем.
Правда, в продвижении проектов Arcelor Mittal прогресса пока не наблюдается: как сообщил Лакшми Миттал на пресс-конференции в конце октября, компания так до сих пор и не смогла приобрести землю ни в Ориссе, ни в Джаркханде. Однако теперь и у этой компании наметился некоторый прогресс: у нее появилась местная группа поддержки. Группа крестьян создала организацию Pragatisheel Manch для содействия Arcelor Mittal и организовала 200 подписей своих односельчан из двух деревень под письмом заместителю комиссара Рахулу Шарму в поддержку проекта. Основной аргумент – перспектива создания около 100 тыс. новых рабочих мест, прямо и косвенно связанных с реализацией проекта.
В этой ситуации, нельзя не согласиться с афоризмом, который приписывают Аль Капоне: «При помощи доброго слова и пистолета можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом».
Недостающие звенья в крупнейших проектах (по состоянию на 10 октября 2009 г.)
Компания |
Мощность, (млн. т в год) |
Расположение |
Прогресс в приобретении земли |
Обеспеченность сырьем |
Tata Steel |
12 |
Джаркханд |
Власти штата еще не определились с политикой R&R |
Лицензий пока нет |
Tata Steel |
6 |
Орисса |
50% местных жителей еще предстоит переселить |
Лицензий пока нет |
Tata Steel |
5 |
Чхаттисгарх |
Приобретение земли началось год назад |
Лицензия на разведку (железная руда) |
JSW Bengal |
10 |
Западная Бенгалия |
Земля приобретена |
Уголь |
JSW Jharkhand |
10 |
Джаркханд |
Участок идентифицирован |
Уголь, железная руда |
Essar Steel |
12 (окатыши) + 6 сталь |
Орисса |
Приобретена земля для первой фазы проекта |
Лицензий пока нет |
Essar Steel |
3,3 |
Чхаттисгарх |
Земля приобретается |
Лицензия на разведку (железная руда) |
Posco India |
12 |
Орисса |
Пока нет |
Судебный спор с властями штата |
Arcelor Mittal |
12 |
Джаркханд |
Земля приобретается |
Уголь, железная руда |
Arcelor Mittal |
12 |
Орисса |
Земля приобретается |
Уголь |
Bhushan Steel |
2 |
Западная Бенгалия |
Регистрация приобретенного участка |
Лицензий пока нет |