/Rusmet.ru, Олег Зайцев/ Несмотря на некоторый спад в производстве стали по итогам 2012 года (7,1 млн. т против 7,5 млн. т в 2011 году), Южно-Африканская Республика (ЮАР) продолжает входить в двадцатку крупнейших мировых производителей металла. На рынке же стальной продукции африканского континента ЮАР выступает безоговорочным лидером. На долю этой страны приходится, по разным оценкам, от 47 до 50% выплавляемой в Африке стали.
Состояние неопределенности
ЮАР является ведущей экономикой африканского континента. В этой стране проживает всего 6% населения Африки, но здесь производится около 18% ВВП континента. В ЮАР добывается 45% минерального сырья и сосредоточено 50% покупательной способности Африки.
Мировой кризис 2008 года привел к первой за постапартеидовское время рецессии, однако масштаб падения оказался не слишком большим (-1,8%). Благодаря успешной финансовой политике правительства и Центрального банка страны, а также очень устойчивому банковскому сектору экономика ЮАР пострадала в кризис не так сильно, многие другие страны. И быстро вернулась к росту, пусть и не столь высокому, как до кризиса: в текущем году он составит, по различным оценкам, от 2,7 до 3%.
Между тем, ситуация в металлургической отрасли ЮАР не столь благополучная: по данным World Steel Association (WSA), с 2010 года, когда был зафиксирован первый посткризисный рост производства стали в стране до уровня 7,62 млн. т, в ЮАР наблюдается сокращение выпуска.
Большинство экспертов объясняют это падение замедлением темпов роста в национальном строительном секторе и в автомобильной промышленности, проблемами с поставками сырья, а также сокращением производства на предприятиях крупнейшей металлургической компании страны Arcelor Mittal South Africa, выплавившей в 2010 году порядка 5,3 млн. т стали. В целом же, по данным государственной Корпорации промышленного развития ЮАР (Industrial Development Corporation – IDC), совокупные национальные мощности по производству металла в Южной Африке достигают почти 9,3 млн. т в год, в то время как ежегодное потребление стальной продукции составляет от 5,0 млн. до 5,5 млн. т (5,3 млн. т в 2011 году, по данным WSA).
По оценкам ряда аналитиков, особых изменений в сталелитейной отрасли в ближайшее время ЮАР не предвидится. Развитие ситуации в ней будет зависеть от состояния строительного сектора страны. По данным Нонкулулеко Ньембези-Хейты, генерального директора Arcelor Mittal South Africa, потребление стали в ЮАР в последние годы неуклонно падало. Если в 2008-2009 годах, когда страна готовилась к проведению Чемпионата мира по футболу 2010 года, уровень потребления стальной продукции достигал 6 млн. т, а на долю строительного сектора приходилось почти 4 млн. т или примерно 67% спроса, то после Чемпионата картина резко изменилась. В 2011 году, как утверждает Хейта, потребление металла в ЮАР упало до уровня 4,9 млн. т, причем на строительный сектор пришлось лишь 57% (2,8 млн. т) – самый низкий показатель за последние 10 лет.
Впрочем, ряд экспертов, в частности, из Южноафриканского института чугуна и стали (South African Iron and Steel Institute – SAISI), прогнозируют постепенное восстановление и умеренное развитие металлургической отрасли ЮАР. Для этого, как утверждает Энтони Беррандж, директор сектора промышленности, автомобилестроения и фармацевтики международной аудиторской и сервисной компании KPMG, необходимо стимулировать рост в строительном секторе страны.
«На мой взгляд, правительство республики должно возродить доверие бизнес-кругов к сталелитейной промышленности ЮАР и экономике страны в целом. Это доверие в 2012 году сильно пошатнулось. Мне кажется, что провозглашенная в прошлом долгосрочная государственная программа строительства новых объектов инфраструктуры стоимостью около $550 млрд. на период до 2027 года существенно не изменит облик строительной отрасли страны, поскольку на многие работы по этой программе еще предстоит получить разрешения регулятивных органов. На этом пути могут возникнуть различные бюрократические проволочки и препоны, что так характерно для ЮАР», – говорит Беррандж.
Куда больше пользы для южноафриканской металлургии в краткосрочной перспективе, по его словам, может принести уже проводимая реализация правительственного плана по развитию национальной инфраструктуры на период до 2014 года, стоимость работ по которому достигает почти $100 млрд. Ежегодно на эти нужды, в частности, строительство электростанций Medupi и Kusile для крупнейшей энергетической компании страны Eskom, расширение железнодорожной и автомобильной сети, а также возведение новых дамб и плотин потребуется, по данным аналитиков, не менее 2,5-3 млн. т стали.
С точки зрения Энтони Берранджа, возможное сокращение государственных ассигнование на развитие инфраструктуры могут компенсировать частные компании. По его прогнозам, темпы роста в строительной отрасли ЮАР в ближайшие два-три года составят от 3,5% до 4%, что позволит несколько стабилизировать ситуацию в местной металлургии.
С мнением Берранджа соглашается и Спенсер Эрлинг, директор образовательных программ Южноафриканского Института стальных конструкций (Southern African Institute of Steel Construction – SAISC). По его словам, благодаря реализации новых правительственных программ в области развития национальной инфраструктуры, полная загрузка предприятий, производящих конструкционную сталь, гарантирована, по меньшей мере, на ближайшие три года.
С другой стороны, как утверждает Эрлинг, южноафриканским металлургам в ближайшее время предстоит решить еще ряд острых проблем, негативно влияющих на развитие национальной сталелитейной отрасли. В частности, речь идет о серьезном дефиците профессиональных кадров в местной металлургии и нежелании руководителей некоторых компаний повышать квалификацию своих работников. «Даже в нашем институте посещаемость специальных образовательных курсов, увы, слишком низка. Многие руководители металлургических предприятий думают лишь о том, как заработать и сэкономить деньги, не слишком заботясь о том, что они будут делать в будущем, когда бизнес в отрасли, возможно, пойдет вверх», – поясняет Спенсер Эрлинг.
Еще одна наболевшая проблема, тормозящая развитие национальной металлургии, по его словам, – постоянный рост тарифов на электроэнергию. В прошлом году они увеличились на 16%, в результате чего в октябре 2012 года компания Arcelor Mittal South Africa была вынуждена закрыть три электродуговые печи на своем заводе в Вандербильпарке. Это привело к уменьшению мощностей компании по выплавке стали от 8 млн. до 6,5 млн. т в год.
Ведущая компания
Как бы там ни было, Arcelor Mittal South Africa (AMSA) продолжает задавать тон в сталелитейной отрасли ЮАР. В 2010 году на своих заводах в Ньюкасле, Вандербильпарке, Салдане и Феринихинге она выплавила порядка 5,3 млн. т металла – примерно 68% произведенной в ЮАР стали. Из этого количества 32.5% было отправлено на экспорт, главным образом в государства Восточной и Западной Африки. Компания выпускает около половины всей нерафинированной стали, производимой в Африке.
Правда, в последние два года дела у Arcelor Mittal South Africa шли не слишком хорошо. Если в 2010 году AMSA получила чистый доход в размере $179 млн., то в 2011-том речь шла уже только об убытках, которые составили более $7 млн., а в прошлом году финансовые потери компании увеличились почти в 10 раз и достигли почти $71 млн. По словам Нонкулулеко Ньембези-Хейты, генерального директора AMSA, это связано с невысокими темпами экономического развития в ЮАР и слабым спросом на стальную продукцию внутри страны. Мощности AMSA в 2012 году, по ее данным, были использованы лишь на 66% против 68% в 2011 году.
Впрочем, как утверждает Хейта, в текущем году ситуация в компании должна стабилизироваться. Как полагают эксперты, этому будет способствовать достигнутая после бесчисленных переговоров договоренность между AMSA и южноафриканским горнодобывающим холдингом Kumba Iron Ore (подразделение корпорации Anglo American) о ценах на железную руду в 2013 году. По условиям пописанного обеими сторонами соглашения, Kumba Iron Ore поставит AMSA в течение текущего года 4,8 млн. т руды по средней цене в $65 за т.
Как представляется, серьезные перемены ожидают и второго по величине производителя стали в ЮАР – компанию Evraz Highveld Steel and Vanadium (Evraz Highveld), которая представляет собой вертикально-интегрированную компания по производству стали и ванадиевого шлака. В конце марта этого года появилась информация о том, что корпорация Evraz plc подписала протокол о намерении продать 85% акций Evraz Highveld консорциуму Nemascore. Стороны планируют завершить сделку, стоимость которой оценивается в $320 млн., во втором квартале 2013 года. В металлургическом секторе ЮАР эта сделка станет крупнейшей в рамках государственной программы расширения экономических возможностей коренного африканского населения (Black Economic Empowerment).
В последнее время в правительственных кругах ЮАР обсуждается идея о строительстве в стране с помощью зарубежного инвестора нового современного сталелитейного предприятия. Это, по мнению южноафриканских чиновников, даст возможность ослабить монополию Arcelor Mittal South Africa на местном рынке стали, повысить на нем конкуренцию, а также проводить более справедливую ценовую политику. Главную роль здесь должна сыграть Industrial Development Corporation.
По данным Абела Малинги, директора подразделения горнодобывающей и обрабатывающей промышленности IDC, производительность нового завода составит примерно 2,5 млн. т в год. При этом на предприятии будут использоваться передовые технологии, а сырьем завод станут снабжать местные поставщики, у которых цены на сырье ниже. «Мы изучаем возможность использования на новом предприятии печей с вращающимся подом, которые можно загружать низкосортной рудой и углем, добываемым в ЮАР. У нас, по сути, уже есть решение, и сегодня мы ищем подходящего зарубежного партнера для реализации этого проекта», – говорит Дейв Казинс, директор департамента IDC по горнодобыче и обогащению железных руд.
По материалам World Steel Association, SAISI, Engineering News, Business Monitor International, Mail & Guardian, miningmx.com, «Укррудпром»