Skip to content

Большая китайская проблема

/Rusmet.ru, Олег Зайцев/ Перепроизводство стали в Китае уже стало «притчей во языцех» в мировой металлургической отрасли: с 2005 года этот процесс превратился в обычное для КНР явление. Вот и по результатам первых двух месяцев текущего года в стране было выплавлено почти 125,5 млн. тонн стали, что на 10,6% превышает показатели аналогичного периода годичной давности. За январь-февраль в Китае ежедневно производилось, в среднем, более 2,2 млн. т металла, что стало новым абсолютным рекордом для национальной сталелитейной отрасли. Однако как сами китайские металлурги, так и правительство Китая понимают, что это вовсе не тот рекорд, которому надо радоваться.


Главная отличительная черта


В настоящее время совокупные мощности КНР по производству стали составляют, по различным оценкам, от 900 млн. до 1 млрд. т в год, в то время как выплавка металла в стране по итогам 2012 года не превысила 716,5 млн. т, а его потребление было и того ниже – около 663 млн. т. В прошлом году совокупный объем прибыли 70 ведущих металлургических компаний Китая упал на 98%, а их рентабельность составила менее 1%. Большинство производителей завершили прошлый год с убытками.


Становится очевидным, что все это чревато серьезными финансовыми проблемами для китайских производителей стали. Сегодня избыточные мощности по выплавке металла в КНР уже оцениваются более чем в 200 млн. т в год, и дальнейший рост ведет только к ухудшению и без того сложной ситуации в китайской металлургии. По состоянию на конец прошлого года, как утверждает аналитик Citigroup Скарлетт Чен, на складах китайских металлургических компаний скопилось около 150 млн. т нереализованной стальной продукции.


«Перепроизводство металла – главная отличительная черта современного рынка стали КНР. Это отлично знаем мы, китайские металлурги, это хорошо известно и нашему правительству. Выживут в этой ситуации только наиболее приспособленные к текущей рыночной конъюнктуре сталелитейные компании, причем ни одна из фирм не может считать себя абсолютно неуязвимой и защищенной от современных проблем отрасли. Речь идет, в том числе, и о государственных компаниях: пример тому – терпящая убытки и находящаяся в серьезном кризисе государственная корпорация Angang Group. Мне представляется, что выходом из этой кризисной ситуации станет закрытие большинства отсталых в техническом отношении частных сталелитейных предприятий и даже некоторых государственных заводов, в том числе крупных нерентабельных компаний. Я абсолютно в этом не сомневаюсь», – говорит Чжан Уцзун, председатель правления частной компании Shandong Shiheng Special Steel Group, проработавший в китайской металлургии более 40 лет.


По словам Уцзуна, в интересах повышения эффективности и рентабельности производства его компания в последние годы сократила объемы выплавки металла на 2 млн. т в год. И хотя сегодня Shandong Shiheng Special Steel занимает лишь 64-е место в списке крупнейших производителей стали КНР, в рейтинге самых прибыльных китайских металлургических компаний она стоит на вполне приличном шестом месте.


По оценкам Ван Ифана, генерального директора крупнейшей китайской сталелитейной корпорации Hebei Iron & Steel, за последние пять лет власти закрыли как устаревшие или загрязняющие окружающую среду металлургические предприятия совокупной мощностью 78 млн. т в год – это больше, чем сегодня производит вся российская сталелитейная отрасль. Администрация провинции Хэбэй, главного металлургического центра страны, заявила о намерении до 2020 года вывести из строя еще 60 млн. т в год избыточных мощностей. Правительство Китая принимает все более радикальные меры, чтобы избежать «перегрева» национальной экономики, однако сталелитейная промышленность страны все равно увеличивает предложение проката.


Это, в свою очередь, приводит к постепенному снижению цен на металлопродукцию, прежде всего, для строительного сектора. Китайские производители арматуры и катанки, по мнению аналитиков британской консалтинговой компании MEPS, потеряли контроль над ситуацией и производят значительно больше продукции, чем могут продать.


Впрочем, в ближайшее время правительство КНР намерено куда более жестко подойти к вопросам реформирования национальной металлургии. В конце прошлого года новым председателем китайской Ассоциации производителей чугуна и стали (China Iron and Steel Association – CISA) стал Су Лецзян, председатель правления компании Baosteel одного из крупнейших производителей стали в КНР. На расширенном заседании директоров Ассоциации в январе текущего года он выступил с программным документом, в котором изложил основные пункты новой политики партии и правительства по вопросам развития сталелитейной промышленности КНР. По словам Лецзяна, отрасль должна отказаться от старого пути развития (наращивание объемов производства) и перейти к ориентации на качество и эффективность.


С этой целью, по его мнению, компаниям необходимо сфокусировать внимание на вложении инвестиций не в расширение производства и увеличение мощностей, а в инновации, причем не только технологические, но и в инновационные бизнес-модели и методики управления. Первоочередная же цель заключается в ликвидации проблемы перепроизводства. Для этого предлагается использовать рыночные инструменты, в первую очередь, конкуренцию, которая приведет к ликвидации большого количества мощностей. При этом, необходимо активно продвигать слияния и реорганизации, расширять сортамент продукции и повышать ее качество.


«Китай продолжает оставаться крупнейшим и самым влиятельным рынком стали в мировой металлургии. Именно этот рынок определяет глобальные тенденции спроса и поставок металла», – говорит Питер Марки, ведущий специалист компании Ernst & Young по вопросам горнодобывающей и металлургической промышленности КНР. По его словам, правительством страны в ходе выполнения 12-го пятилетнего плана (2011-2015 годы) социально-экономического развития Китая поставлена задача добиться ежегодного роста ВВП на 7% и произвести структурные изменения в различных секторах национальной экономики.


Амбициозные реформы


Что касается сталелитейной отрасли, то текущий пятилетний план предусматривает реализацию пакета мер, направленных на стимулирование использования в национальной металлургии самых передовых и современных технологий, повышение энергетической эффективности и улучшение качества выпускаемой продукции. Кроме того, в январе текущего года китайские власти анонсировали планы реструктуризации девяти ведущих секторов национальной экономики, включая металлургию, автомобилестроение, судостроение, электронику, производство алюминия, цемента и др., предусматривающие в этих отраслях образование корпораций-супергигантов посредством слияний и поглощений. Главная цель этих планов – ликвидировать раздробленность ведущих секторов китайской экономики, прекратить перепроизводство и бесконечные ценовые войны, а также создать в КНР современные и конкурентоспособные на мировом уровне национальные компании.


Так, к 2015 году, как предусматривают «директивы по слияниям и реорганизации в девяти ключевых секторах экономики», изданные Министерством промышленности и информационных технологий КНР в сотрудничестве с 11 другими Министерствами, на долю десяти крупнейших производителей стали в Китае должно приходиться 60% выплавляемого в стране металла (сегодня – менее 50%). Из этих десяти компаний к 2015 году от трех до пяти корпораций должны стать конкурентоспособными на мировом уровне и войти в число ведущих в секторе международной торговли.


У этой политики, как отмечают многие эксперты, есть как свои минусы, так и плюсы. «Китайские разработчики экономической стратегии страны всегда отождествляли размер с успехом, поэтому нет ничего удивительного в том, что они и сегодня выступают за проведение слияний и поглощений с целью создания мега-компаний. Эта обновленная политика консолидации имеет, по сути, все те же преимущества и недостатки, характерные для прежних аналогичных планов китайских стратегов. Ее потенциальные плюсы вполне очевидны – это экономия на масштабах, а также сокращение избыточного производства. Не менее очевидны и минусы: снижение конкурентоспособности и существенные потери, которые понесет частный сектор», – поясняет Эндрю Бэтсон, директор по вопросам исследований и анализа базирующейся в Пекине компании GK Dragonomics.


Кроме того, как отмечает Луис Кейс, ведущий экономист по вопросам Китая в подразделении Royal Bank of Scotland в Гонконге, нет никаких гарантий того, что консолидация в сталелитейном секторе Китая будет происходить быстрыми темпами. По его словам, Пекин уже на протяжении многих лет пытается стимулировать слияния и поглощения в данной отрасли, однако сколь либо значимого и заметного результат эта политика пока не принесла.


В настоящее время в Китае функционирует 2,7 тыс. сталелитейных предприятий. Бесспорно, слияния в принципе способны повысить эффективность производства и качество стальной продукции, поскольку мелкие фирмы с устаревшим оборудованием будут либо закрыты, либо же перейдут под «крыло» более крупных компаний, которые займутся их обновлением и модернизацией. Однако образование мега-компаний в металлургии КНР чревато снижением конкуренции и потерей некоторыми китайскими городами сталелитейных предприятий и смежных с ними объектов, которые обеспечивают местное население рабочими местами, а это может стимулировать рост социальной напряженности в этих регионах.


Главная причина, вследствие которой политика консолидации в ведущих секторах экономики Китая, в том числе и в металлургической отрасли, часто давала сбои в последние годы, – это фактический саботаж со стороны местных органов власти. «Каждый китайский город хочет иметь у себя сталелитейное предприятие или судостроительный завод, как, впрочем, и любой другой объект, представляющий ведущий сектор экономики КНР. Поэтому органы власти на местах крайне неохотно идут на выдачу разрешений на проведение слияний, в результате которых город может потерять источники инвестиций, рабочие места, налоговые поступления и другие экономические выгоды», – говорит Луис Кейс из Royal Bank of Scotland.


Между тем, аналитики Ernst & Young выдвигают мнение, что проблема перепроизводства стали в КНР может быть частично решена и за счет предполагаемого роста в ближайшей перспективе спроса на металл в стране. Так, к примеру, по данным Национально бюро статистики КНР, производство и продажа автомобилей в стране в январе текущего года достигли исторического пика: было выпущено 1,96 млн. автомашин (рост на 51,17% по сравнению с январем прошлого года), а продано 2,03 млн. (46,38%). В январе текущего года в стране было произведено 8,87 млн. кондиционеров, а продано почти 9 млн. (рост на 61,91% и 29,17% соответственно). Наметившийся рост производства и продаж обуславливает и увеличение спроса на прокат, особенно на холоднокатаную продукцию.


Стимулировать повышение спроса на металл в Китае будет, бесспорно, и реализация крупных строительных проектов, заложенных в 12-ю пятилетку. Речь, в частности, идет о строительстве к 2015 году 36 млн. квартир, метро в 20 городах и расширении сети высокоскоростных магистралей (на 83 тыс. км), а также прокладке 150 тыс. км нефтегазопроводов и строительстве 8 новых аэропортов.


Наконец, наступление весны тоже вносит коррективы в потребление стальной продукции – после зимнего застоя местный рынок металла несколько активизировался. Сегодня в Китае уже возобновились работы по прокладке новых железнодорожных путей, веток метрополитена, портов и скоростных магистралей, которые были одобрены Национальной комиссией по развитию и реформам КНР (National Development and Reform CommissionNDRC). Растет и экспорт китайской стальной продукции: в январе-феврале текущего года его объем, по данным Главного таможенного управления КНР (General Administration of Customs), достиг 9,16 млн. т, на 28.7% больше, чем за тот же период годом ранее.


По материалам Ernst & Young, Deutsche Bank, Forbes, Bloomberg, Reuters, China Daily, «Укррудпром»

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...