БИЗНЕС-НОВОСТИ УРАЛА
16.09.2002
Свердловская область
Инвестиционные возможности «Норильского никеля» в свете приближающегося конкурса по Удоканскому медному месторождению
В свете приближающегося конкурса по Удоканскому медному месторождению любопытно оценить то, какими инвестиционными возможностями обладает главный конкурент Уральской горно-металлургической компании (УГМК) на российском рынке меди «Норильский никель». Частично ответ на данный вопрос дает исследование, проведенное аналитиками консультационной фирмы «Проспект».
Как считают в «Проспекте», у концерна сейчас «свободны» более 3 млрд. долларов, что позволит им «приобрести до 10 средних предприятий однородного с «Норникелем» профиля или две-три крупные компании из смежных отраслей». Более того, инвестиционный портфель может еще и потяжелеть за счет «Пермских моторов», интенсивные переговоры о продаже которых ведутся в последнее время.
Авторы исследования убеждены, что концерном не будут приобретаться новые никелевые активы. Делать этого, по их мнению, не имеет смысла, потому как на долю «Норникеля» и так приходится 22 процента мировых запасов данного металла. Подтверждением чему, например, может служить то, что «Норникель» отказался от проекта по разработке никелевых месторождений в заморской провинции Франции Новой Каледонии. Тем самым слухи о нацеленности «Норникеля» на никелевый завод в Реже и Серовский никелевый рудник можно считать беспочвенными.
Вместе с тем в «Проспекте» уверены, что норильчане будут инвестировать лишь в профильные активы, которые увеличивают капитализацию концерна. То есть в цветную металлургию. Например, что контролирующий «Норникель» холдинг «Интеррос» ушел из черной металлургии, продав в марте 2002 года принадлежащие ему 34 процента акций Новолипецкого металлургического комбината.
Сразу отметим, что аналитики «Проспекта» не называют среди возможных инвестиционных проектов «Норникеля» участие в разработке Удоканского медного месторождения. Но зато они указывают на высокую вероятность попадания в сферу инвестиционных интересов концерна из Норильска Кыштымского медеэлектролитного завода (КМЭЗ) и «Карабашмеди». На их взгляд, это произойдет тогда, когда челябинские «медники» окончательно убедятся, что проигрывают УГМК борьбу за контроль над вышеназванными предприятиями. Судя же по тому, что свердловчане в последнее время выигрывают все судебные споры с челябинцами, это вполне возможная перспектива. И тогда, чтобы не сдаваться «захватчикам» из УГМК, менеджмент КМЭЗа во главе с гендиректором Александром Вольхиным, которые распоряжаются контрольным пакетом, «продадутся» «Норникелю».
В этом случае может возникнуть крайне любопытная коллизия, что следует из рассуждений аналитиков «Проспекта». Они уверены, что «Норникель» положил глаз и на Новосибирский электродный завод, право на управление которым оспаривает «СУАЛ-холдинг». Но также в «Проспекте» делают предположение, что норильчане могут купить и сам «СУАЛ» целиком. Но это, конечно, будет определяться результатами губернаторских выборов в Красноярском крае, где бывший гендиректор «Норильского никеля» Александр Хлопонин борется с выдвиженцем «Русского алюминия» Александром Уссом.
Нелишним также будет напомнить, что «СУАЛ», кроме алюминиевых, располагает еще и медными активами в Свердловской области: Валенторским медным рудником и Каменск-Уральским заводом по обработке цветных металлов. И если «Норникель» купит медный комплекс Челябинской области, то неизбежно встанет вопрос и о приобретении у «СУАЛа» вышеназванных свердловских медных предприятий.
Другим полем для столкновения «Норникеля» с УГМК может стать Челябинский электролитно-цинковый завод (ЧЭЦЗ). Дело в том, что в Свердловской области добываются медно-цинковые руды. И на «Святогоре», входящем в состав УГМК, разворачивается производство чистого цинка. И, естественно, нужно думать о создании технологической цепочки по глубокой переработке цинка. И ЧЭЦЗ органично вписывается в эту цепочку.
Правда, есть и другие мнения по поводу того, куда потекут «инвестиционные реки» конкурента УГМК. В частности, аналитик Альфа-банка Максим Матвеев полагает, что «Норникель» может увеличить свое присутствие на рынке драгоценных металлов. К примеру, завладеть лицензией на крупнейшее месторождение золота «Сухой Лог».