/Rusmet.ru, Олег Зайцев/ Главные проблемы пакистанской металлургии – это отсутствие в стране собственного производства сырьевых материалов и высокая стоимость энергоносителей. Однако сложно понять, почему Пакистан до сих пор продолжает закупать сырье для своей металлургии за рубежом, если в пакистанском штате Пенджаб, по оценкам специалистов, имеются огромные запасы железной руды.
По данным Салима Мандвиваллы, Государственного министра и председателя Совета по инвестициям Пакистана, в настоящее время спрос на сталь в стране составляет около 8,5 млн. т в год и может достигнуть 12 млн. т в год к 2020 году, в то время как ежегодный объем производства проката не превышает 5 млн. т. По его словам, к 2015-2017 годам совокупные мощности сталелитейных предприятий страны планируется довести до 10 млн. т в год, поэтому национальная металлургия является благоприятным сектором привлечения местных и зарубежных инвестиций.
Пакистанская металлургия сосредоточена в пяти индустриальных районах вокруг городов Карачи, Лахор, Гуджранвала, Шейкхупура и Исламабад. Ее история берет начало после получения Пакистаном независимости в 1947 году, а активное развитие связано со строительством в начале 70-х годов в
В настоящее время комбинат Pakistan Steel Mills, специализирующийся на производстве заготовки, холоднокатаных и горячекатаных рулонов, оцинкованной и гофрированной листовой стали, продолжает оставаться крупнейшим металлургическим предприятием Пакистана, располагая мощностями по выпуску 1,1 млн. т стали в год. История комбината полна как взлетов, так и падений, однако последних, вероятно, было намного больше. Чего стоят только одни попытки приватизировать комбинат в середине 2000-х годов и его повторное возвращение в государственную собственность! Его судьба в последние несколько лет висела на волоске, речь даже шла о банкротстве предприятия и закрытии завода. Однако государство в середине 2010 года выделило на реализацию программы вывода Pakistan Steel Mills из кризиса более $350 млн., заявив, что такой важнейший национальный актив как PSM не может быть ни в коем случае закрыт.
В середине текущего года правительства Пакистана и России подписали совместный меморандум о сотрудничестве в рамках проекта модернизации, реконструкции и повышения объемов производства Pakistan Steel Mills. По данным наблюдателей, Россия готова предоставить Пакистану около $500 млн. на реконструкцию и модернизацию PSM в течение ближайших двух-трех лет, а также доведение его мощности до 2,5 млн. т в год. Пока же, по данным пакистанского информационного агентства Dawn.com, выделенные правительством средства на выведение PSM из кризиса не сильно помогли комбинату – его долги по состоянию на 1 ноября текущего года превысили $850 млн. С другой стороны, загрузка мощностей упала до самого низкого в его истории уровня в 6%, хотя еще в июле текущего года этот показатель составлял порядка 21%. На самом деле, загрузка мощностей Pakistan Steel Mills уменьшалась на протяжении последних четырех лет с пикового показателя в 92% в апреле 2008 года.
По данным генерального директора Pakistan Steel Mills Моххамеда Джаведа, часть выделенных правительством средств в размере около $45 млн. пошла на приобретение в августе текущего года двух судов с сырьем, которые должны были прибыть в Пакистан в середине ноября. По словам гендиректора PSM, поставки железной руды и угля иностранной компанией дадут возможность обеспечить загрузку мощностей комбината на 25% к началу декабря текущего года. Кроме того, как утверждает Джавед, в настоящее время рассматриваются возможности поставки на Pakistan Steel Mills местного сырья из штатов Синд и Белуджистан. «Мы попытаемся загрузить мощности комбината на 30-40% к концу января 2013 года и выйти на уровень 70% в течение ближайших 18 месяцев, используя помощь, предоставленную правительством. Я буду решительно пресекать любые попытки коррупции и нерационального использования этой помощи», — пообещал Анвар Али Чима, министра производства Пакистана.
У другого крупного металлургического предприятия Пакистана и прямого конкурента PSM дела идут куда лучше. Речь идет о Tuwairqi Steel Mills Limited (TSML) – пакистанском дочернем подразделении компании Al-Tuwairqi Holdings из Саудовской Аравии. В настоящее время на новом вертикально интегрированном металлургическом комбинате в индустриальной зоне Карачи проходят испытания оборудования (холодная пусконаладка). Предприятие должно быть полностью запущено в эксплуатацию к январю 2013 года. Мощность завода стоимостью примерно $300 млн., на котором будет применяться передовая технология литья стали MIDREX от японской компании Kobe Steel, составляет около 1,3-1,5 млн. т восстановленного железа (DRI) в год.
По мнению экспертов, успешному функционированию TSML будет содействовать и покупка за $15 млн. 15,34% акций пакистанской компании южнокорейским металлургическим гигантом POSCO, о чем представители Al-Tuwairqi и POSCO подписали соответствующее соглашение в сентябре прошлого года. Корейцы намерены инвестировать в TSML примерно $200 млн. в интересах дальнейшего расширения предприятия и производства на нем качественного автолиста и конструкционной стали.
Здесь же отметим, что в Пакистане действует порядка 300 мелких и средних предприятий, занимающихся перекаткой стали, а также порядка 80 заводов для переплавки лома с использованием индукционных печей. Одним из главных источников сырья для этих предприятий является отрасль по разделке судов на лом: в настоящее время она обеспечивает примерно 15% производства стали в Пакистане (около 500 тыс. т в год).
Между тем, было бы, вероятно, ошибкой говорить о том, что в Пакистане совсем не уделяют внимания разработке собственной сырьевой базы для национальной металлургии. Запасы железной руды в Пакистане приблизительно оцениваются в 400 млн. т. Из них наиболее крупные залежи расположены в провинциях Пенджаб (300 млн. т), Хайбер-Пахтунхва (100 млн. т) и Белуджистан. С 2008 года частной компанией начата разработка месторождения в районе города Чагхи, провинция Белуджистан. Суммарная добыча железной руды в Пакистане не превышает 290 тыс. т в год, что явно недостаточно для потребностей национальной металлургии. Эта проблема решается за счет импорта железной руды из Австралии, Индии и Ирана.
В настоящее время пакистанские власти в интересах развития национальной добывающей отрасли рассматривают возможность реализации ряда крупных проектов, например, строительство металлургического комбината в районе города Калабаг (провинция Пенджаб) с целью разработки близлежащих каменноугольных, железорудных и доломитовых месторождений. Для этого в Пакистане сформирован консорциум национальных компаний. Кроме того, пакистанским правительством разработана программа разработки месторождений железной руды, меди, хрома и каменного угля.
Однако правительство Пакистана в настоящее время не располагает финансовыми ресурсами для их реализации, а политическая нестабильность как в самом Пакистане, так и в регионе в целом отпугивает иностранных инвесторов. Особенно серьезной проблемой является активность неподконтрольных Исламабаду вооруженных формирований, действующих в Пакистане, в частности, в богатой природными ресурсами провинции Белуджистан.
Несмотря на имеющиеся трудности пакистанское руководство ведет активные переговоры с потенциальными иностранными инвесторами в отношении реализации наиболее реальных и необходимых для развития металлургической отрасли проектов. При этом особый акцент Исламабад делает на активизацию регионального сотрудничества, прежде всего, с КНР. Те же китайцы, к примеру, уже предлагали в свое время Пакистану проект увеличения производства стали на комбинате Pakistan Steel Mills до 5 млн. т в год.
По материалам Associated Press of Pakistan, Korea Herald, Dawn.com, brecorder.com, newagebd.com, paksteel.com.pk, altuwairqi.com.pk, ru.journal—neo.com, asianewsnet.net