/Rusmet.ru, Ольга Фомина/ Весной этого года активизировались работы по проекту строительства нового электросталеплавильного завода в Белоцерковском районе под Киевом. Инициатор проекта, компания «Евро Финанс», вот уже около 7 лет пытается начать его реализацию. Однако недавнее появление в составе группы еще одного инвестора с учетом его предполагаемой близости к высшим властным кругам Украины вселяет надежду на то, что проект в ближайшее время будет таки доведен до своего логического конца.
Реанимация проекта
Началом формирования вертикально интегрированной финансово-промышленной группы (основной бизнес – торговля металлоломом) во главе которой стало предприятие с иностранными инвестициями ООО «Евро Финанс Лтд» стало получение разрешения Антимонопольного комитета Украины на покупку шести ломозаготовительных предприятий в 2004 году (в настоящее время таких предприятий в составе группы насчитывается уже 10). Уже в 2005 году руководство компании решило укрепить свои позиции на рынке и продлить вертикальную цепочку, занявшись выплавкой стали. Для этого было запланировано строительство нового электрометаллургического завода за чертой г. Белая Церковь.
К 2007 году был разработан проект, согласно которому сталь планировалось выплавлять из лома собственной заготовки в 130-тонной ДСП мощностью 1,5-1,8 млн. т в год. Технологическая схема предусматривала возможность внепечной обработки и вакуумирования стали перед разливкой на сортовой МНЛЗ. Предполагаемые инвестиции составляли около $600 млн. Поставщиком оборудования должна была выступить Siemens VAI. Однако в 2007-2008 годах проект был заблокирован. Поначалу из-за несогласия городских властей Белой Церкви, ну а позже из-за финансового кризиса, благодаря которому в принципе все подобные инвестиционные проекты в украинской металлургической отрасли потеряли свою актуальность.
О строительстве нового метзавода в Белой Церкви снова заговорили лишь весной текущего года, когда, по словам президента «Евро Финанс» Али Мохаммеда Кхаин Омрана, у компании появился новый инвестор. Реанимированный проект претерпел некоторые изменения: предполагаемая годовая производственная мощность была снижена до 0,8-1 млн. т стали, инвестиции уменьшены до $500 млн. Изменился и основной поставщик оборудования, теперь им выступит оснастившая в свое время электросталеплавильный комплекс «Днипросталь» итальянская компания Danieli. Технологическая же конфигурация предприятия осталась прежней. Новый завод будет ориентирован на производство металлопроката строительного сортамента, до 60% которого планируется реализовывать на внутреннем рынке и около 40% отправлять на экспорт.
Срок окупаемости (при условии низкой стоимости ожидаемых заемных средств) составит около пяти лет с момента запуска предприятия, который запланирован на 2014 год. При этом, компания планирует поставлять на завод лом, собранный на собственных площадках.
Преодолевая барьеры
Однако реализации проекта еще может помешать ряд факторов. В первую очередь, это слабость внутреннего рынка сбыта, в частности строительного, усугубляющая конкуренцию с действующими метпредприятиями. После резкого спада в 2008-2009 годах строительная индустрия Украины до сих пор не может выйти на прежние показатели. Несмотря на реализованные под Евро-2012 проекты прогнозируемый рост показателей строительной отрасли по результатам текущего года составит не более 5-6%. При этом, весь существующий спрос на длинномерный прокат строительного назначения в Украине сегодня традиционно покрывают ПАО «Арселор Миттал Кривой Рог» и заводы «Метинвеста», у которых и так можно наблюдать некоторую недогрузку мощностей. Предполагается, что новый инвестор, чье имя пока не называют, сможет решить данную проблему путем лоббистских усилий, иначе проект действительно не будет жизнеспособным.
Второй по счету, но не по значимости, является проблема дефицита металлолома. Известно, что закрытие мартенов и появление новых электросталеплавильных мощностей в Украине повлекли за собой повышение спроса на металлолом. Ведь для производства стали в электросталеплавильных печах требуется в 2,5-3 раза больше лома, чем в мартенах. А в Украине только за последние несколько лет начали свою работу ряд электросталеплавильных заводов: «Электросталь», «АзовЭлектроСталь», «Днипросталь». На подходе новая электросталеплавильная печь на ЧАО «Донецксталь – метзавод».
В настоящее время возможности «Евро Финанс» позволяют заготовлять на собственных площадках более 1 млн. т лома в год, чего вполне достаточно для покрытия нужд в сырье нового завода под Белой Церковью. Однако сегодня эти объемы металлолома имеют других потребителей. Безболезненно перенаправить их на покрытие собственных нужд – нелегкая, но решаемая задача при условии запуска нового завода.
Удачное расположение будущего метзавода гарантирует предприятию не только рынок сбыта, но и близость крупных источников лома, уменьшая затраты на логистику. Однако есть здесь и «оборотная сторона медали», представляющая собой третью проблему на пути реализации Белоцерковского проекта. Так, в далеком 2007 году после согласования проекта во всех возможных инстанциях (в частности, проект строительства завода возле Белой Церкви был поддержан Украинской ассоциацией черной металлургии, Ассоциацией зеленых Украины, прошел все необходимые согласования в центральных и местных органах власти, а также социальные и экологические экспертизы Национальной академии наук Украины и в научно-исследовательском институте экологических проблем) строительство метзавода было отложено из-за несогласия городских властей Белой Церкви.
Основным «камнем преткновения» стали: во-первых, сомнения со стороны городских властей в законности ряда разрешений и согласований на строительство метзавода. Во-вторых, невозможность (согласно ст. 18 закона «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы») строительства нового предприятия, загрязняющего окружающую среду в зоне усиленного радиоактивного загрязнения, к которой относится Белая Церковь. Однако зарегистрированный в парламенте в марте этого года законопроект №5453-П, предусматривающий, в частности, отзыв законопроекта о запрете на строительство мезавода в Белой Церкви, и дал «зеленый свет» на возобновление строительства.
По сути, проблемы у проекта остались те же, но пути их решения несколько изменились. Считается, что новый инвестор, имея в своих руках админресурс, запустит таки строительство нового метзавода. Кто же этот «пан Х», и действительно ли он осилит данную ношу, покажет время.