/Rusmet.ru, Олег Зайцев, Виктор Тарнавский/ В ближайшие три года производство стали в Саудовской Аравии будет расти, в среднем, на 9% в год ‒ такую оценку обнародовала в начале текущего года в своем докладе «Черная металлургия Саудовской Аравии – прогноз на 2013 год» (Saudi Arabia Steel Industry Forecast to 2013) аналитическая и консалтинговая компания RNCOS. Основным драйвером роста, как отмечается в этом документе, выступит строительная отрасль страны, переживающая сегодня период небывалого бума.
Грандиозные проекты
По оценкам аналитиков RNCOS, металлургическая отрасль Саудовской Аравии получила мощный стимул к своему развитию, особенно в последние три года, благодаря невиданному доселе подъему в национальном строительном секторе. Последний фактически не понес каких-либо существенных потерь от глобального кризиса и сумел достойно преодолеть как мировую рецессию, так и замедление темпов роста среди стран, входящих в Совет сотрудничества государств Персидского Залива (Gulf Co-operation Council – GCC). В настоящее время, по данным экспертов RNCOS, доля расходов Саудовской Аравии на строительство среди всех стран GCC является самой крупной и составляет не менее 51%.
«Арабская весна» 2011 года, похоже, изрядно напугала власти Саудовской Аравии, решившие погасить недовольство своих подданных принятием социальных программ не виданного ранее масштаба. По оценкам Citigroup, в ближайшие пять лет в Саудовской Аравии должны быть реализованы проекты в области жилищного строительства, прокладки новых автомобильных и железных дорог, возведения аэропортов и морских портов на общую сумму порядка $500-600 млрд. Это приведет к резкому увеличению потребления стали, которое к 2015 году достигнет 25-26 млн. т в год, увеличившись более чем вдвое по сравнению с 12,1 млн. т в 2011-том. Прежде всего, правительство намерено решить жилищную проблему: в Саудовской Аравии сохраняется заметный разрыв между высоким спросом и все еще недостаточным предложением жилья. Львиная доля населения Саудовской Аравии не имеет собственных квартир, довольствуясь арендой. Чтобы изменить подобное положение дел, планируется к 2015 году построить более 500 тыс. новых квартир, на что выделяется около $70 млрд.
В последние годы в этой арабской стране появились проекты возведения целых мегаполисов. К 2025 году предполагается построить три совершенно новых города XXI века. Эта программа относится к числу крупнейших строительных проектов в истории человечества. Самый большой из этих городов King Abdullah Economic City (KAEC), по размерам не уступающий Брюсселю, носит имя короля Абдуллы и возводится в местечке Рабиг на западном побережье Аравийского полуострова. Он станет первым в мире «интеллектуальным городом», на его возведение планируется израсходовать около $8 млрд. В нем будут построены морской порт, промышленная зона, деловой центр и жилые районы, создано до одного миллиона новых рабочих мест.
Еще один город, носящий имя принца Абдульазиза бин Мусаеда, раскинется на площади в 158 кв. км. Он станет крупнейшим горнодобывающим и логистическим центром Саудовской Аравии. В городе будут построены международный аэропорт, железнодорожный узел, грузовой порт и диспетчерский центр. По прогнозам правительства, в течение 10 лет в нем будет создано 30 тыс. рабочих мест. Третий объект ‒ «город знаний» ‒ возводится на площади в 5 кв. км на родине пророка Мухаммеда в Медине. В его строительство будет вложено порядка $8 млрд. В «городе знаний» появится до 40 тыс. новых рабочих мест и будут развиваться наукоемкие отрасли, такие, как здравоохранение, информационные технологии и туризм. Все три города строятся с нуля, что позволяет спроектировать коммуникационные системы до малейших деталей без оглядки на прошлое.
Наряду с этим, власти Саудовской Аравии, по данным министра транспорта Джубейра аль-Сурайсри, в конце прошлого года выделили $2,5 млрд. на строительство четырех пассажирских станций проекта высокоскоростной железной дороги «Аль-Харамейн», которая соединит между собой Джидду, Мекку и Медину. Миллионы людей ежегодно посещают их во время хаджа ‒ паломничества мусульман.
В саудовском городе Джидда через три года появится один из крупнейших на Ближнем Востоке аэропортов, первый камень в основание которого был заложен в середине прошлого года. Строительство нового аэропорта в Джидде позволит увеличить пропускную способность воздушных ворот экономической столицы королевства до 30 млн. пассажиров в год. Стоимость контракта на постройку комплекса составляет свыше $7 млрд. Новый аэропорт будет иметь 96 выходов-рукавов для посадки в самолет, территорию для стоянки 94 лайнеров, а также комфортабельную гостиницу.
Наконец, по данным арабских СМИ, Саудовская Аравия до 2030 года построит на своей территории 16 атомных реакторов. В реализацию этой программы будет вложено не менее $100 млрд. «Через десять лет в королевстве начнут действовать первые два реактора, затем будут вводиться в эксплуатацию по два реактора каждый следующий год», ‒ заявил Абдельгани Малибари, координатор научного сотрудничества Исследовательского центра по атомной энергии Саудовской Аравии. По его словам, оценочная стоимость одного реактора составит около $7 млрд. Согласно прогнозам экспертов, в течение ближайших десяти лет потребности королевства в электроэнергии будут увеличиваться на 7-8% в год. После завершения «атомного проекта» почти 20% внутренних потребностей страна будет удовлетворять за счет энергии, вырабатываемой на новых АЭС.
Это лишь толика из того перечня строительных проектов, которыми пестрят сегодня сообщения СМИ Саудовской Аравии и государств GCC. По оценкам компании Business Monitor International, ориентировочный размер долгосрочных инвестиций в инфраструктуру всех стран Персидского Залива оценивается сегодня в сумму, превышающую $1 трлн. При этом, учитывая численность населения и размеры ВВП, строительная отрасль Саудовской Аравии является крупнейшим рынком региона.
Становится очевидным, что для реализации всех этих мегапроектов аравийцам потребуется металл, причем в очень больших объемах. Между тем, в 2011 году саудовские металлурги выплавили около 5.3 млн. т стали (на 5.2% больше, чем в 2010 году). При этом, по данным таможенных органов страны, в Саудовскую Аравию в прошлом году было импортировано более 5 млн. т стальной продукции.
По данным на начало 2012 года совокупные производственные мощности трех основных производителей стали в стране (компании SABIC, Al Tuwairqi and Rajhi Steel) составляли около 7 млн. т в год, из них 5 млн. т приходилось на заготовки и 2 млн. т на слябы. В то же время, одного только длинномерного проката в стране могло выпускаться до 8 млн. т в год. В результате в последнее время Саудовская Аравия наращивает импорт полуфабрикатов ‒ преимущественно из Турции и СНГ. В то же время, большая часть импорта готовой длинномерной продукции приходится на Катар и ОАЭ. Поставки из стран, не входящих в GCC, облагаются 5%-ной пошлиной, что делает арматуру из Турции или Украины менее конкурентоспособной на местном рынке.
Особенностью Саудовской Аравии является введенный летом 2010 года государственный контроль над ценами. Вот уже два года внутренние цены на арматуру в стране удерживаются на уровне $735-760 за т EXW, а на катанку ‒ $740-800 за т EXW. Это, с одной стороны, фактически устанавливает «потолок» цен на длинномерный прокат и металлолом во всем ближневосточном регионе, а с другой, обеспечивает саудовским металлургам определенный уровень рентабельности и стимулирует инвестиции в отрасль.
Планы и достижения саудовской металлургии
В последние годы производство стали и проката в Саудовской Аравии быстро растет. Это одна из немногих стран мира, в которой в 2011 году было выплавлено больше металла, чем в 2007-ом (рост на 24,9%). И сейчас в королевстве реализуется ряд проектов в металлургической отрасли, а еще несколько анонсированы.
Так, производитель длинномерного проката South Steel Company (Solb) планирует в июле текущего года приступить к выпуску продукции на своем новом металлургическом комплексе в экономической зоне Jizan Economic City не берегу Красного моря в южной части страны. В состав комплекса входят мини-завод по выплавке 1 млн. т стали и прокатный стан по производству 500 тыс. т катанки и арматуры в год. На последнем уже начались «горячие испытания». Поставщиками оборудования для этого предприятия являются компании SMS Concast и SMS Meer, а общая стоимость проекта оценивается примерно в $300 млн. В дальнейшем прокатные мощности планируется расширить до 1 млн. т, для этой цели South Steel Company уже заказала у SMS Meer второй прокатный стан производительностью 500 тыс. т. Окончательный запуск нового предприятия в эксплуатацию намечен на середину 2013 года, а его продукцию планируется поставлять, главным образом, на рынки Саудовской Аравии и соседнего Йемена.
В начале текущего года британский банк Hong Kong and Shanghai Banking Corporation (HSBC) принял решение о выделении $435 млн. на финансирование поставки итальянской компанией Danieli нового прокатного стана крупнейшему производителю стали в Саудовской Аравии ‒ корпорации Hadeed (входит в группу SABIC). Новое предприятие, расположенное в экономической зоне Jubail Industrial City в восточной части страны, как предполагается, будет введено в эксплуатацию уже во второй половине 2012 года. Оно будет оснащено сталеплавильным цехом, 18-клетьевым проволочным станом и другими вспомогательными агрегатами, а его мощность составит 1 млн. т окатышей и 500 тыс. т арматуры в год. С запуском нового завода сталеплавильные мощности Hadeed увеличатся до 6,5 млн. т, а сортопрокатные – до 3,8 млн. т. В настоящее время компания располагает производственными активами производительностью 2,2 млн. т плоского проката и 3,3 млн. т длинномерной продукции в год.
Построить новые сталеплавильные производства планируется и в новых аравийских «городах XXI века». Так, компания Rajhi Steel Industries намерена реализовать проект по возведению современного металлургического комплекса площадью около 4 тыс. га и стоимостью более $3,5 млрд. в King Abdullah Economic City (KAEC). В состав комплекса войдут завод по производству железа прямого восстановления (direct reduction iron ‒ DRI) мощностью 1,8 млн. т, предприятие по выпуску горячебрикетированного железа (ГБЖ) производительностью 650 тыс. т и сталелитейный цех мощностью 2 млн. т. стали в год. Кроме того, здесь же будет установлен стан горячей прокатки крупного сорта производительностью 1 млн. т в год, что позволит компания Rajhi Steel выпускать рельсы для новых объектов железнодорожной инфраструктуры. Обеспечивать новый металлургический комплекс газом будет одна из крупнейших нефтегазовых компаний страны Aramco.
Еще одно рельсопрокатное предприятие Arkan Steel планирует катарская Al Watania Group, которая хочет построить в Саудовской Аравии металлургический комплекс, включающий мини-завод на 1 млн. т стали в год и крупносортовой стан на 750 тыс. т в год.
Первого мая текущего года Rajhi Steel запустила новый стан по производству арматуры и катанки, расширив сортопрокатные мощности своего завода в городе Джидда от 325 тыс. т до 1,325 млн. т в год. По информации представителя предприятия, агрегат будет выведен на проектные показатели в течение 12 месяцев. Кроме того, к четвертому кварталу текущего года на этом же заводе планируется завершить модернизацию электросталеплавильного комплекса (ЭСПК) по увеличению его мощности от 850 тыс. до 1 млн. т. Основное оборудование для этих целей поставила компания Danieli.
В июне Rajhi Steel подписала предварительное соглашение с индийской компанией RINL о возможном строительстве интегрированного металлургического комплекса на 3 млн. т стали в год, который будет выпускать как длинномерный, так и плоский прокат. Срок строительства оценивается в пять лет после принятия окончательного инвестиционного решения, его стоимость составит около $4 млрд.
Завершить во второй половине 2013 года строительство металлургического комбината составе модуля по производству железа прямого восстановления (мощностью 1,2 млн. т в год), ЭСПК (910 тыс. т) и сортопрокатного стана (500 тыс. т) планирует компания Atoun Steel Industry. По словам представителя Atoun Steel, строительство комплекса неоднократно откладывалось, пока правительство не приняло окончательное решение о выделении участка земли. Компания подписала контракт с подрядчиком Nasser S. Al Hajri Corporation (Саудовская Аравия), который уже завершил нулевой цикл работ и приступил к возведению объектов инфраструктуры. Поставщиком оборудования для этого предприятия является австрийская корпорация Siemens VAI (Австрия), а его сортамент продукции будет представлен квадратной заготовкой, арматурой диаметром 8-32 мм, кругами диаметром 14-50 мм, уголком 25-55 мм и квадратом сечением 16-70 мм. Прокат планируется отгружать на внутренний рынок, и, по предварительным данным, весь объем товарного полуфабриката будет поставляться австрийской торговой компанией VA Intertrading.
Наконец, по данным агентства Bloomberg, компания Arcelor Mittal Jubail Tabular Products ‒ саудовское подразделение группы Arcelor Mittal – планирует в ближайшее время запустить производство на своем новом заводе в городе Эль-Джубайль на востоке Саудовской Аравии. Это предприятие, стоимость строительства которого оценивается в $700 млн., будет выпускать порядка 600 тыс. т труб в год для нефтяной и нефтехимической промышленности страны. По данным Мохаммеда аль-Джабра, управляющего директора Arcelor Mittal в Саудовской Аравии, в течение ближайших пяти лет корпорация планирует инвестировать в саудовские сталелитейные проекты не менее $3 млрд.
Таким образом, по оценкам Arab Steel, до 2015 года совокупный объем мощностей по выплавке стали в Саудовской Аравии может увеличиться на 4-6 млн. т в год по сравнению с 2011 годом. При этом, правда, мощности по выпуску проката возрастут еще в большей степени, так что местные компании по-прежнему будут нуждаться в импорте полуфабрикатов. Кроме того, проблемой новых саудовских интегрированных предприятий, вероятно, станут поставки сырья ‒ главным образом, железной руды для получения DRI и природного газа, который используется в этом процессе. Наиболее слабым местом представляется инфраструктура.
Что касается готового проката, здесь вопрос спорный. Если строительный бум в стране действительно будет продолжаться такими небывалыми темпами, как утверждают специалисты RNCOS, по крайней мере, часть потребностей в стальной продукции саудовцам придется удовлетворять за счет импорта. Но стоит строителям сбавить обороты, и прокатные мощности саудовских металлургов могут оказаться избыточными, как после 2008 года произошло в ОАЭ. Скорее всего, в отличие от заготовок, закупки готового проката Саудовской Аравией в обозримом будущем увеличиваться не будут.