/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ На протяжении последних четырех месяцев цены на металлолом HMS № 1&2 (80:20) на мировом рынке колебались в очень узких пределах: от около $430 до $465 за т CFR при поставках в Турцию и страны Восточной Азии. Однако в конце мая это равновесие было нарушено. Котировки резко пошли вниз, сократившись к концу первой недели июня до самого низкого уровня за последние полтора года. В Турции американский лом подешевел до $390-400 за т CFR, опустившись ниже отметки $400 за т впервые с ноября 2010 года. В Азии стоимость этого материала варьируется от около $400-405 за т CFR на Тайване при поставке в контейнерах до $410-420 за т CFR в странах Юго-Восточной Азии.
При этом, слабость рынка металлолома выглядит вполне закономерной. Прежде всего, она является отголоском начавшегося в мае падения цен на длинномерный прокат на всех основных рынках. Обороты международной торговли длинномерным прокатом сокращаются. Такие традиционные импортеры этой продукции как Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Корея, некоторые государства Юго-Восточной Азии или расширили собственное производство конструкционной стали, радикально уменьшив зависимость от импорта, или (а в некоторых случаях ‒ и) находятся в депрессивном состоянии.
Глобальный экономический кризис сильнее всего ударил по строительной отрасли, что вызвало сокращение спроса на арматуру и, соответственно, на металлолом. Этот фактор, в конечном итоге, оказался более действенным, чем сокращение сборов вторсырья вследствие кризиса. Кроме того, как раз в мае уменьшили загрузку мощностей многие мини-заводы в Турции, Корее, Южной Европе, а в конце прошлого месяца начался сезон дождей в Азии, объективно уменьшив потребность в сырье.
Спад в конце мая ‒ начале июня произошел на всех основных рынках, но больше всего затронул экспортеров. Так, в США внутренние котировки на металлолом упали в июне сразу на $50-60 за т. Стоимость материала HMS № 1 в штатах Среднего Запада сократилась до $340-350 за т с доставкой. В Японии компания Tokyo Steel Manufacturing с начала июня трижды снижала закупочные цены на металлолом, опустив их в общей сложности на 3 тыс. иен за т. До этого в течение апреля-мая спад составил 4 тыс. иен за т. В настоящее время заводы Tokyo Steel платят за лом Н2 порядка $323-345 за т с доставкой. В Европе металлолом в Германии и странах Бенилюкса подешевел в июне примерно на 20-25 евро за т.
Впрочем, появление излишков металлолома на мировом рынке, вызвавшее этот ценовой обвал, было обусловлено, в первую очередь, падением покупательской активности в странах-импортерах. Азиатские и турецкие компании в условиях постоянно снижающихся цен на длинномерный прокат приостановили закупки сырья. При этом, металлурги до сих пор не могут нащупать «дно», поэтому и откладывают приобретение дешевеющего на глазах металлолома.
Судя по всему, сам лом уже близок к своему минимальному уровню. Турецкие компании не осуществляли крупных закупок больше месяца и, по мнению трейдеров, будут вынуждены вернуться на рынок не позже второй половины июня, чтобы пополнить запасы. К тому же, снижение цен на европейский материал HMS № 1&2 (70:30) до $365-375 за т CFR, а на российский А3 ‒ до около $370-380 за т CFR уже выглядит достаточно привлекательным для турецких покупателей.
Впрочем, прекращение спада еще не равносильно росту. На Ближнем Востоке осталось менее полутора месяцев до Рамадана (20 июля ‒ 18 августа), в Восточной Азии начались муссоны, так что увеличение спроса на длинномерный прокат в этих регионах произойдет не раньше осени. Таким образом, и стоимость металлолома, скорее всего, останется относительно низкой на протяжении всего лета.
Цены на металлолом HMS № 1&2 (80:20) на мировом рынке, $/т CFR