/Rusmet.ru, Александра Трошина/ В череде громких поглощений в украинском ГМК в 2010 году покупка «Метинвестом» 75% акций Мариупольского металлургического комбината им. Ильича занимает особое место. С другими сделками – продажей «Индустриального Союза Донбасса» и «Запорожстали» – его роднит то, что речь идет о не обеспеченном сырьевыми ресурсами предприятии, которое и ранее называлось претендентом на продажу. Отличие заключается в том, что вместо загадочных «российских инвесторов», прячущихся за спиной «Внешэкономбанка», завод получил вполне конкретного собственника – ведущую украинскую горно-металлургическую корпорацию, принадлежащую самому богатому человеку Украины Ринату Ахметову.
Повороты судьбы
Особенность самого ММК им. Ильича заключается в специфической форме собственности: в 90-е годы завод приватизировался по специальному закону, и его формальным собственником до недавнего времени считался трудовой коллектив. Причем, структура собственности состояла из двух субъектов: «Организация арендаторов ММК им. Ильича» и ЗАО «Ильич-сталь». Де-факто владельцем комбината был председатель правления ММК «красный директор» Владимир Бойко, управляющий комбинатом с 1990 года.
Напомним, что в мае-июне 2010 года второй по величине меткомбинат Украины оказался в эпицентре скандала. В конце мая права на него заявили представители никому не известных кипрских оффшоров, утверждавших, что представляют некую крупную российскую компанию, которая, по их словам, еще за год до этого купила акции предприятия у гендиректора Владимира Бойко. Сам Бойко эту информацию опроверг, заявил о рейдерской атаке на предприятие и обратился к украинским властям с просьбой о защите. Судя по данным, просочившимся в прессу, имели место банальные махинации с реестром акционеров с целью перехватить контроль над предприятием. Так или иначе, в конце июня стало известно, что «белым рыцарем» для ММК им. Ильича выступит «Метинвест». После чего рейдеры прекратили свои действия. Причем, никто из экспертов до сих пор не смог ответить на вопрос, что за загадочные россияне пытались завладеть комбинатом, и были ли это именно россияне.
С середины июня ММК им. Ильича предпринял ряд шагов, направленных на присоединение к крупнейшей украинской меткомпании. Главным было проведение допэмиссии акций, которую выкупил «Метинвест». В результате в ноябре холдинг Ахметова сконцентрировал 74,6455% акций предприятия и стал контролирующим акционером, около 23% акций осталось под контролем правления меткомбината во главе с его бессменным директором. Т.е. по сути была задействована схема, которая на постсоветском пространстве используется для размывания долей государства или сведения на нет долей миноритарных акционеров, с той лишь разницей, что «Ильич-сталь» и организация арендаторов ММК им. Ильича сами размыли собственную долю. Отметим, что меткомбинат был куплен по заниженной стоимости: по мнению аналитика BG Capital Евгения Дубогрыза, «Метинвест» фактически купил 94% капитала ММК, а также 75% других активов группы «Ильич-Сталь» всего за $377 млн. Это при том, что рыночная стоимость предприятия со сопутствующими, в том числе, и непрофильными активами, по различным оценкам, составляет от $1,3 млрд. до 2,5 млрд.
Концентрация акций в руках «Метинвеста», это, согласно заявлениям, – только первый этап интеграции завода в структуру корпорации. Предполагается, что на втором этапе, который завершится к концу 2011 года, в рамках «Метинвеста» будет создан вертикально-интегрированный субхолдинг во главе с ММК им.Ильича. В него войдут такие предприятия «Метинвеста» как Харцызский трубный завод, «Краснодонуголь», Ингулецкий ГОК и Авдеевский коксохимический завод. Горно-металлургической компании Ахметова в нем будет принадлежать 75%, а 25%, согласно заявлениям топ-менеджеров «Метинвеста», – Владимиру Бойко.
Эксперты полагают, что миноритарными пакетами акций перечисленных предприятий Ахметов планирует расплатиться с Бойко за завод им. Ильича. По словам аналитика Concorde Capital Андрея Геруса, у Владимира Бойко был выбор: либо получить 2-3% акций всего холдинга «Метинвест», или 25% «мини-холдинга», и последний вариант оказался «более комфортным и понятным для него» (epravda.com.ua, 30.11.2010 г.). Правда, топ-менеджеры СКМ и «Метинвеста» утверждают, что это – еще не окончательное решение, а лишь один из возможных вариантов. Впрочем, другие сценарии они не озвучивают. Возможно, еще нет окончательной договоренности о том, какие пакеты акций предприятий «Метинвеста» должен получить гендиректор ММК Ильича.
Больше стали, больше денег?
Для «Метинвеста» основной стимул покупки меткомбината заключается в возможности увеличить долю готовой металлопродукции в объеме продаж, что, согласно заявлениям руководства, является одной из главных целей компании, а также расширить ее номенклатуру. В результате слияния образуется крупнейшая в СНГ и входящая в первую мировую двадцатку металлургическая компания, выпускающая, по разным оценкам от 13 млн. до 20 млн. т стали в год. В самом «Метинвесте» надеются увеличить производство стали в 2011 году до 15-16 млн. т (в 2010-м было выплавлено с учетом мощностей ММК им. Ильича 9,27 млн. т).
ММК им. Ильича – третий по проектной мощности и второй по реальному объему производимой продукции металлургический завод в Украине. По выпуску плоского проката он занимает первое место в стране. Компания Ахметова пополнила свою продуктовую линейку горячекатаным рулоном, толстым листом, холоднокатаным рулоном, причем, по ассортименту ММК им. Ильича практически не пересекаются с «Азовсталью». В 2010 году в структуре производства проката около 81% составлял выпуск товаров с добавленной стоимостью. В 2011 году эксперты ожидают увеличения доли готовой продукции до 88-90%.
Согласно информации самого комбината, в прошлом году производство стали увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 31,9%, до 5651,91 тыс. т, чугуна – на 31,1%, до 4729,06 тыс. т и агломерата на 38,5%, до 11161 тыс. т. Показатели могли бы быть лучше, если бы не ряд произошедших осенью аварий. Причем, основной рост на ММК пришелся на вторую половину года, т.е. после его фактического поглощения «Метинвестом». Собственно, Владимир Бойко и объясняет улучшение показателей именно тесным сотрудничеством с компанией Ахметова, обеспечившим меткомбинат сырьем и заказами,. По его словам, разработанный на 2011 год бизнес-план ММК им. Ильича предусматривает рост производства агломерата на 10%, чугуна – на 5,7%, стали – на 5,2%, горячего проката – на 27,9% (ilich.in.ua, 27.12.2010 г.).
Традиционно для ситуаций, когда меняется собственник, предприятию были обещаны инвестиции. Еще в июне 2010 года Ринат Ахметов пообещал вложить в комбинат $2 млрд. Но у аналитиков данное заявление энтузиазма не вызвало. Как отметил аналитик Phoenix Capital Александр Макаров, «Источники таких затрат не известны…. Не известны также и временные рамки запланированных инвестиций». Владимир Бойко в конце 2010 года назвал более скромную, но тоже внушительную сумму, которую комбинат планирует израсходовать на техперевооружение в 2011 году, – 1,2 млрд. грн. Отметим, что модернизация производства велась на ММК им. Ильича и в предыдущие годы. В 2010 году завод даже называли в числе лидеров по капитальным инвестициям. По итогам первых девяти месяцев он вложил в свое развитие 370,6 млн. грн., что больше, чем за аналогичный период у какого-либо из предприятий «Метинвеста» (ugmk.info. 17.11.2010 г.).
Но несмотря на рост производственных показателей улучшения финансового положения меткомбината не произошло. В частности, в течение 2010 года кредиторская задолженность выросла почти в полтора раза, а дебиторская – более чем в два раза. Правда, сократилась задолженность государства перед заводом по возврату НДС, что можно связать с вхождением в провластную орбиту. Существенно уменьшились и денежные средства на счетах компании. На заводе такое положение дел объясняют тем, что по-прежнему сложной остается ситуация на мировых рынках. Исходя из этого, а также из того, что у «Метинвеста», кроме ММК им. Ильича, есть ряд других активов, нуждающихся в модернизации, заявления о будущем существенном увеличении капвложений вызывают сомнения.
Сырьевая взаимовыгода
Согласно и экспертным оценкам, и заявлениям самих участников сделки, поглощение ММК им. Ильича «Метинвестом» с точки зрения сотрудничества в сырьевой сфере выгодно обеим сторонам. Завод нуждается в руде и коксе, что и было главным стимулом для отказа от независимости, а «Метинвест» владеет мощностями по их производству и теперь получает дополнительные возможности для сбыта. Ранее заключение контрактов между ними, особенно по поставкам железной руды, нередко происходило в конфликтной обстановке. Теперь же в конце июля были подписаны 25-летние контракты на поставку на ММК им. Ильича руды и кокса с предприятий «Метинвеста». Отметим, что здесь речь идет о гарантированности поставок, но никак не о снижении цены, поскольку «Метинвест» продает железную руду и кокс своим предприятиям по рыночным ценам. Это также может иметь долгосрочные последствия для украинской горнорудной и коксохимической отраслей.
Влияние объединения на украинский рынок железной руды, по оценкам экспертов будет незначительным, поскольку ММК им. Ильича и ранее значительную часть рудной продукции закупал у «Метинвеста». В частности, в прошлом году 70% закупок железорудного сырья завода пришлось на «ахметовские» ГОКи. При этом, стоит отметить, что «Метинвест», будучи одной из крупнейших компаний в СНГ по добыче железной руды, испытывает нехватку мощностей по производству агломерата. С другой стороны, ММК им. Ильича оперирует двенадцатью агломашинами суммарной проектной мощностью 16,1 млн. т в год. Реальное производство в докризисный период составляло порядка 13 млн. т в год (в 2010 году завод произвел 11,161 млн. т). Предприятие полностью обеспечивает себя агломерационным сырьем и частично поставляет его на рынок, в том числе и на расположенную в том же городе «Азовсталь». На этом заводе ранее планировалось строительство аглофабрики, но теперь благодаря возможности более тесной кооперации с ММК им. Ильича от этих планов, согласно заявлениям, отказались и даже намереваются закрыть существующую аглофабрику.
Основным поставщиком кокса для ММК им. Ильича до недавних пор был Ясиновский КХЗ (принадлежит группе «Донецксталь»), у которого он арендовал две коксовые батареи. Доля «метинвестовского» кокса в потреблении завода составляла около четверти. Так, в январе-апреле 2010 года 45% поставок кокса на ММК приходилось на Ясиновский коксохим, 30% – на коксохимы «Евраза» и 25% – на Авдеевский КХЗ, входящий в группу «Метинвест». С лета 2010 года комбинат наращивал поставки с Авдеевского КХЗ и сокращал у других поставщиков. Так, в последние месяцы прошлого года поставки с Ясиновского КХЗ сократились до 30 тыс. т в месяц, а с Авдеевского коксохима – возросли до почти до 200 тыс. т. С 1 января 2011 года контракт на аренду коксовых батарей с Ясиновским КХЗ был расторгнут. Предполагается, что теперь комбинат полностью будет покрывать потребность в доменном коксе за счет внутрихолдинговых отгрузок. Положительный эффект для дивизиона угля и кокса «Метинвеста» очевиден: в 2010 году Авдеевский КХЗ оказался лидером роста в украинской отрасли и увеличил производство по сравнению с 2009 годом на 28,1%, до 3585,1 тыс. тонн. В целом по Украине выпуск кокса вырос на 6%, а по группе «Метинвест» – на 18,9%.
В будущем в случае благоприятной конъюнктуры препятствием для наращивания производства кокса может стать дефицит коксующихся углей в Украине. «Метинвест» пытается решить эту проблему за счет поставок из-за океана. В 2009 году холдинг приобрел американскую угледобывающую компанию United Coal Company с объемом добычи порядка 5 млн. т в год (при этом, на коксующиеся угли приходится 82% запасов компании) и с потенциалом роста. Согласно заявлениям топ-менеджеров «Метинвеста», в ближайшие 2-3 года компания планирует обеспечить собственные потребности в коксующимся угле за счет существующих мощностей. Препятствием для наращивания импорта угля из «дальнего зарубежья» может стать нехватка в Украине глубоководных причалов, способных эффективно принимать импортные грузы. Другим недостатком является высокий уровень износа «метинвестовских коксохимов»: в частности, на Авдеевском КХЗ батареи эксплуатируются более 30 лет при нормативной работе 20. Рост потребности в собственном коксующемся угле и коксе могут стать для «Метинвеста» стимулом для инвестиций в модернизацию своих КХЗ, а также для вложений в транспортную инфраструктуру, в первую очередь, – строительство глубоководного порта в Мариуполе.
В краткосрочной перспективе смена поставщика кокса для ММК им. Ильича существенно не осложнит жизнь другим украинским коксохимам. Для заводов «Евраза» потеря потребителя в лице ММК им. Ильича не критична, а «Донецксталь», для которой мариупольский завод был одним из ключевых потребителей, сумела компенсировать его потерю за счет увеличения объемов экспортных поставок. В долгосрочной перспективе большая заинтересованность «Метинвеста» в своих коксохимических активах может привести к повышению их конкурентоспособности, и, как следствие, к выталкиванию с рынка других участников, например, тех же коксохимов «Евраза».
Подводя итоги
Можно сказать, что:
§ Для ММК им. Ильича его поглощение «Метинвестом» – оптимальный вариант. По словам Владимира Бойко, кроме «Метинвеста» объединяться ему было просто не с кем: «у них все есть» (т.е. руда и кокс) и «все решается здесь, в Украине».
§ Для «Метинвеста» это, в перспективе, – укрепление позиций в ряде сегментов отрасли (кроме всего прочего, и в флюсо-доломитном, поскольку ММК им. Ильича принадлежит Комсомольское рудоуправление, на долю которого приходится около 40% производства флюсовых известняков в Украине.) В целом эффект от слияния для «Метинвеста», по оценкам аналитиков, составит приблизительно $1-1,2 млрд. к началу 2012 года. (Дело, 17.06.2010 г.)
§ Для Украины большие возможности для развития одного из предприятий – позитив. Негатив – дальнейшая монополизация в горно-металлургической отрасли. В обещания представителей власти «жестко контролировать ситуацию» и минимизировать «возможное негативное влияние для конкуренции» верится с трудом. По крайней мере, при нынешней политической ситуации.
§ Для российских горно-металлургических компаний сделка означает сужение поля для дальнейшей экспансии в украинский ГМК. Но исходя из опыта с ИСД и «Запорожсталью», да и с активами «Евраза», к эффективному поглощению украинских предприятий они на данном этапе не готовы.