Приложение к газете «Коммерсантъ» № 205/П (4505) от 08.11.2010
Объем потребления лома в России в текущем году вырос на 30% по сравнению с прошлым годом. И его не хватает, отчего закупочная цена увеличилась с начала 2010 года с 2-4 тыс. до 6-9 тыс. рублей за тонну лома. К сожалению, программа утилизации старых автомобилей не увеличила предложение на рынке по причине незначительных объемов переработки.
Порядок потребления
Металлолом — один из основных видов сырья для сталеплавильной индустрии. Все последние десятилетия объем его потребления постоянно рос. Учитывая тенденции развития современной металлургии (рост производства стали в дуговых сталеплавильных печах, комплексную модернизацию производства, большое количество новых электросталеплавильных производств), потребность в металлоломе в ближайшие годы будет только увеличиваться.
«Можно, конечно, рассматривать и альтернативные виды сырья, например горячебрикетированное железо или железо прямого восстановления, но поскольку крупных проектов по развитию этого направления в стране нет, металлолом, по-видимому, сохранит свое ключевое значение в качестве металлургического сырья,— предполагают в компании «Вторчермет НЛМК-Урал».— Даже по итогам трех кварталов текущего года, несмотря на непростую ситуацию в металлургической отрасли, мы видим, что объем отгрузок металлолома в стране вырос до 15 млн тонн, что на 32% выше показателя за аналогичный период прошлого года».
По данным аналитика ИК БКС Олега Петропавловского, внутренние поставки лома за восемь месяцев текущего года составили 11,3 млн тонн, что на 36% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Причем экспорт лома за этот же период составил 2,5 млн тонн, импорт — менее 2 млн тонн. По мнению эксперта, в следующем году мировой рост спроса на металлургическую продукцию продолжится, соответственно, вырастет цена на лом — ориентировочно до $400 за тонну. В России будет наблюдаться такая же динамика, что, безусловно, скажется на ценах всей металлургической продукции, а значит, и на уровне инфляции в стране.
Лом металлургам очень нужен, подтверждает начальник управления по стратегии закупок и анализу цен Объединенной металлургической компании Александр Сидорин: «Среди потребителей лома в России наблюдается очень жесткая ценовая конкуренция, которую ярко иллюстрирует тот факт, что экспорт лома не растет». Объем потребления лома в России в текущем году вырос на 30% по сравнению с прошлым годом.
«При посткризисном восстановительном росте внутреннего потребления поставки лома на экспорт не увеличиваются по сравнению с 2009 годом, а их относительная доля в общих поставках снижается и в 2010 году составит, оценочно, порядка 8%»,— утверждает Александр Сидорин. Если бы лом металлургам не был нужен, то объемы экспортных поставок увеличивались бы за счет роста предложения со стороны ломозаготовительных компаний. «Более того, в 2010 году в строй введено три дуговые электросталеплавильные печи общей мощностью 2,4 млн тонн жидкой стали в год и с потребностью в металлоломе до 2 млн тонн в год. Уже в 2011 году мы почувствуем очередное увеличение внутреннего спроса на лом»,— говорит Александр Сидорин.
Единицы сборки
В связи с прогнозируемым ростом спроса крупнейшие металлургические холдинги России усиливают свои производственные единицы, занимающиеся сбором металлолома. К такому решению их подтолкнула ситуация, которая сложилась в 2008-2009 годах на российском рынке ломозаготовки, когда более половины заготовителей приостановили свою деятельность в связи с падением спроса на их продукцию — они попросту не сумели выжить в кризис.
Когда во второй половине 2009 года спрос на сталь в мире начал восстанавливаться, вновь понадобился лом. В результате цена на сырье пошла вверх. Эксперты приводят такой пример: в прошлом году заводы закупили новое оборудование для выплавки стали, рассчитанное на переработку большого объема металлолома, а рыночная цена лома в тот момент была настолько высока, что себестоимость стали превзошла все планируемые параметры.
Таким образом, нестабильность цен и объемов на рынке металлолома заставляет металлургические холдинги наращивать собственные структуры, закупающие лом у физических и юридических лиц.
По мнению экспертов, в будущем консолидация ломозаготовительной деятельности вокруг металлургических заводов будет только усиливаться.
Но, как справедливо отмечают эксперты, рынок заготовки металлолома по-прежнему остается непрозрачным и труднопрогнозируемым, так как на нем много мелких участников, работающих без регистрации и разрешений на этот вид деятельности. По оценкам экспертов, в цепочке между первичным сборщиком лома, его переработчиком и заводом стоят несколько посредников, которые накручивают конечную цену поставки на завод на 25-30%.
В целом цены на сырье отражают уровень загрузки производственных мощностей в металлургии: чем больше объем выплавляемой стали, тем выше спрос на лом. Однако регулируют конечную цену сами металлурги. «Чем больше цена поставки лома на завод, тем больше тебе его привезут»,— говорит Олег Петропавловский. Поэтому рынок лома — это в первую очередь рынок спроса со стороны металлургических компаний.
Сейчас, как отмечают представители компании «Профит», входящей в структуру Магнитогорского металлургического комбината (ММК), наблюдается традиционный осенний рост спроса на металлолом, который продлится недолго: зимой металлурги перестанут закупать сырье, и вплоть до весны активность на рынке будет минимальной. В текущем году предприятие поставит на ММК около 2,2 млн тонн лома (180 тыс. тонн в месяц). «За 2010 год закупочная цена лома выросла с 6 тыс. до 8-9 тыс. рублей за тонну»,— утверждают в компании. Причем в начале текущего года лом в отсутствие спроса со стороны металлургов стоил у заготовителей 1-2 тыс. рублей.
В Южно-уральском специализированном центре утилизации техники, который помимо автотранспорта перерабатывает на металлолом военную технику (его мощность — 100 тыс. тонн в месяц), «Ъ» сообщили, что в начале нынешнего года их отпускная цена на лом составляла около 2 тыс. рублей за тонну, но и при такой цене спрос находился на низком уровне. Однако затем цена резко повысилась. В итоге «цены закупщиков выросли с 2 тыс. в начале года до 6,3 тыс. сейчас, когда на рынке отмечается пик спроса, в связи с тем что металлургические заводы создают запасы лома на зимний период»,— констатируют уральские заготовители. Посредники сейчас продают лом металлургам уже по 7-9 тыс. рублей за тонну. Цена для конечных потребителей металлургов может быть к концу года еще выше, поскольку лом скупают и перепродают посредники и тоже накручивают при этом проценты.
Утилизация бюджета
В марте Минпромторг запустил программу утилизации старых автомобилей. Владельцы машин старше десяти лет, сдавая их, получали сертификат, дающий право на покупку отечественной машины со скидкой 50 тыс. рублей. По данным Минпромторга, на первом этапе было выдано около 200 тыс. сертификатов и, соответственно, столько же было утилизировано автомобилей. Размер госсубсидий составил 10 млрд рублей.
Предполагалось, что программа будет действовать до 1 ноября, однако в августе правительство приняло решение выделить на нее дополнительно 10 млрд рублей. На втором этапе утилизации будет переработано еще примерно 200 тыс. машин. По экспертным оценкам, сейчас в России эксплуатируются миллионы автомобилей старше десяти лет, которые могли бы быть утилизированы в рамках этой программы. Возможно, в будущем государство продолжит таким образом поддерживать отечественных автопроизводителей и объем автоутиля останется стабильным на протяжении нескольких лет. Объемы черного металла, получаемого от переработки машин, составляют менее 1% от ежегодного потребления лома.
Приемом машин и переработкой их на металлолом, резину и другие компоненты в соответствии с госпрограммой занимаются 153 аккредитованные Минпромторгом компании. Среди них — крупнейшие ломозаготовительные компании России, входящие в российские металлургические холдинги, несколько организаций на базе исправительных колоний, а также частные компании, занимающиеся приемом металлолома. Работы по утилизации субсидирует госбюджет.
Ломозаготовительное предприятие Свердловской области компания «Вторчермет НЛМК-Урал» (входит в сортовой дивизион группы НЛМК «НЛМК-Сорт») является одним из крупнейших участников госпрограммы утилизации автотранспорта. Мощности компании позволяют перерабатывать более 500 автомобилей в месяц. Компания занимается утилизацией автомобилей не только на Урале, но и еще в 17 регионах страны. По мнению экспертов, это самый широкий охват территорий среди отечественных ломозаготовительных компаний, участвующих в авторециклинге. Производственные активы объединения позволяют перерабатывать около 3 млн тонн лома в год. Как рассказали «Ъ» в компании, за время действия госпрограммы они утилизировали уже более 22 тыс. автомобилей. «Если рассматривать объемы автоутилизации, предполагаемые программой, в общем объеме ломозаготовки и ломопереработки в стране, то ее доля не очень существенна, но количество автомобилей, отработавших свой ресурс, в стране достаточно велико…» — говорят во «Вторчермет НЛМК-Урал».
По их подсчетам, численность автомобильного парка России сегодня составляет 32 млн единиц, из которых около 15 млн единиц старше десяти лет. «Это значительный ресурс ломообразования»,— утверждают заготовители.
Вот и получается, что отечественные металлургические компании, находясь на пике посткризисного роста производства, жестко конкурируют друг с другом за металлолом. В результате роста спроса закупочная цена лома увеличилась с начала 2010 года почти наполовину, а цена заготовителей подскочила в некоторых случаях более чем в три раза.
«Потребление лома черных металлов металлургическими предприятиями России составит, по нашим оценкам, порядка 20 млн тонн в 2010 году. Одна легковушка — это примерно 0,6 тонны стального лома. На первом этапе было утилизировано около 200 тыс. старых автомобилей, что составляет примерно 120 тыс. тонн металлолома, то есть 0,6% общих поставок товарного лома на внутренний рынок страны, ожидаемых в 2010 году»,— говорит Александр Сидоркин.
В ближайших планах Минпромторга — расширение программы утилизации за счет старой сельскохозяйственной техники (комбайны, тракторы) и грузовых автомобилей. Вес металлических частей изделий в этой технике значительно выше, чем при переработке легковых автомобилей.
Елена Сорокина