На строительстве нового сортового завода в Саратовской области применяются инновационные технологии, с использованием мирового опыта и современной техники.
В настоящее время на стройплощадке будущего мини-милла* в г. Балаково ведется строительство внутризаводских дорог и площадок для складирования металлоконструкций и оборудования. Впервые в России на ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково» будет применен принципиально новый комплексный подход к развитию промышленной автодорожной инфраструктуры. Первоначально на стадии возведения завода временные дороги используются для подвоза материалов, проезда всех видов транспорта и строительной техники. После окончания строительства основания этих же дорог зачищаются от грязи, на них укладывается всего один слой асфальта — и они готовы к переводу из разряда временных в разряд капитальных технологических конструкций. Такой подход станет возможным благодаря внедрению современной технологии стабилизации (укрепления) грунтов, которая не только на порядок повышает качество и эффективность строительных работ, но и ведет к существенной экономии материальных ресурсов.
Стабилизация грунта – это инновационный метод, который применяется для улучшения физико-механических свойств грунтов при строительстве магистральных и городских дорог, взлетно-посадочных полос и аэродромов, промышленных площадок и железнодорожных насыпей. Данная технология позволяет модифицировать любой местный грунт (исключая почвенно-растительный), смешивая его со стабилизирующими или вяжущими добавками, и получать готовое основание для дорожного полотна или площадки. При этом увеличивается срок службы конструкций: исключаются просадки оснований, повышается влагостойкость и морозостойкость, увеличивается несущая способность.
«Опыт строительства заводов в Калужской области и в Подмосковье подтвердил неоспоримые преимущества данной инновационной технологии, — поясняет генеральный директор ЗАО «Северсталь – Сортовой завод» Игорь Байков. — Совокупный экономический эффект от её применения может составить более 40 % по сравнению с расходами при классических технологиях строительства. А несущая способность стабилизированных грунтов превышает даже предельные нормативные показатели, то есть при традиционных методах добиться такой надежности дорожных оснований просто невозможно. В результате повышаются сроки их эксплуатации даже при интенсивном движении большегрузного транспорта, что немаловажно для внутризаводских дорог и промышленных площадок строящегося мини-завода».
«На строительстве сортового завода в Балаково мы максимально используем местные экологически чистые материалы и грунты: глину и суглинки с самой стройплощадки, комплексные стабилизирующие и вяжущие составы, балаковский фосфогипс в качестве стабилизирующих добавок, – поясняет к.т.н. Александр Тараненко, специалист ЗАО «Компания Аэроком» — одной из субподрядных организаций. – Технология стабилизации или укрепления грунтов внедрялась в СССР еще в 60-е годы, но не развивалась из-за отсутствия спецтехники. Дорожная техника нового поколения, которая, кстати, впервые активно применяется в Саратовской области, позволяет правильно и эффективно применять данный метод, строить дороги и основания всех типов быстро, дешево и качественно. Кроме того, добиться лучших результатов и параметров нам помогает накопленный опыт, научные знания и современное лабораторное оборудование».
В настоящее время на стройплощадке практически круглосуточно работает производительный комплекс, который в течение рабочего дня может обработать до 10 000 квадратных метров поверхности грунта. Верхний почвенно-растительный слой срезается и складируется на стройплощадке в отдельных буртах, чтобы в будущем использовать этот плодородный слой почвы при благоустройстве территории завода. Затем начинается строительство дорог и площадок на «чистом» объекте. Технологически выглядит так: грейдер с ультразвуковой и лазерной системой управления и навигации создает профиль дороги; за ним движется распределитель вяжущего и регенератор-стабилизатор – специальная технологическая машина, которая превращает грунт в гранулы разного размера и дозирует в него специальный раствор. Затем полученную смесь уплотняют и профилируют. Необычный с виду, «квадратный» каток — уникальный «Импактор-3000» методом статического ударного воздействия уплотняет грунт в несколько раз эффективнее и быстрее обычных дорожных катков. Потом на полученное основание укладывается слой из минеральной стабилизированной смеси и всё — дорога готова! Она уже выдерживает большие нагрузки, не боится осадков, с течением времени еще и «становится сильнее», набирая прочность.
Данные технологии широко применяются в Европе. Их применение в разы уменьшает сроки и стоимость работ, исключает многие трудоемкие операции классических методов дорожного и промышленного строительства. Например, не требуется выемка, вывоз и последующая замена грунта, что существенно уменьшает количество дорожно-строительной техники и применяемых материалов. Расходы на их подвоз к месту проведения работ сокращаются почти в 40 раз: одна машина стабилизирующих компонентов заменяет 20 машин, вывозящих грунт, и такое же количество транспорта, подвозящего традиционные дорогостоящие строительные материалы. Не разрушаются существующие дороги вокруг строящегося объекта. За счет увеличения несущей способности и сопротивляемости проникновению влаги в конструкции земляного полотна становится возможным уменьшение всей толщи дорожной одежды. В сильные морозы также не происходит сезонного разрушения дорог, что в свою очередь сокращает расходы при дальнейшем их содержании.
Метод укрепления грунтов применяется в соответствии с существующими государственными стандартами, строительными нормами и правилами. На всех этапах строительных работ производится обязательный технологический контроль с использованием аттестованных измерительных инструментов и лабораторного оборудования.
Контроль за ходом строительства осуществляют специалисты генподрядчика, ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково» и представители государственных надзорных органов.
Справочно: мини-миллы («mini-mills» от английского «mill»—«завод») принципиально отличаются от «классических» металлургических комбинатов по технологии производства. На больших интегрированных металлургических комбинатах сначала из руды и кокса в доменных печах выплавляют чугун, потом из чугуна получают сталь (конвертерным способом либо в дуговых электросталеплавильных печах), далее из стальной заготовки на прокатных станах производят готовую продукцию: лист, сорт, фасонный прокат. Технологическая цепочка мини-заводов намного короче. Ключевой элемент обычного mini-mill — электрическая дуговая печь: в неё загружают металлолом, из которого выплавляют сталь, и на машине непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) получают стальную заготовку. Затем на прокатном стане выпускают конечную продукцию, максимально отвечающую потребностям рынка. К примеру, если в регионе активно ведется строительство, то mini-mill будет выпускать сортовой прокат — арматуру, катанку, стальной профиль.