/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ На протяжении октября мировой рынок товарного чугуна не отличался высокой степенью активности. Потребители на всех основных рынках – в Европе, США и в странах Восточной Азии – ограничивались, как правило, покупкой небольших партий материала, стараясь поддерживать запасы на минимальном уровне. К тому же, в последние несколько недель стоимость передельного чугуна была относительно высока по сравнению с металлоломом, что, естественно, не способствовала увеличению спроса на чугун.
В Европе серьезной проблемой для поставщиков чугуна в октябре была низкая степень загрузки мощностей местных металлургических предприятий. В Испании и Италии большинство мини-заводов работают не более чем на 35-45% от своей плановой мощности. При этом, на юге Европы отмечается избыток предложения металлолома, который выглядит более конкурентоспособным в ценовом плане.
Тем не менее, некоторые компании из ЕС и Турции в середине и начале второй половине октября заключали контракты на поставку чугуна в конце декабря и январе. По мнению аналитиков, рынок металлургического сырья уже близок к крайней точке падения, так что в ноябре цены должны возрасти. Кроме того, европейские металлурги, намеренно минимизирующие запасы в конце года, будут вынуждены затем возобновить закупки, чтобы снова их пополнить.
Стоимость украинского чугуна в Южной Европе указывалась во второй половине октября на уровне $430-435 за т CFR, российского – до $445 за т CFR. Спрос был весьма низким, однако особого избытка предложения не наблюдалось. Российская компания «Тулачермет», крупнейший экспортер товарного чугуна в стране, в середине октября заявила о временной приостановке поставок на внутренний рынок. Предварительно возобновление продаж намечается на ноябрь, однако представители российской компании сообщают, что спешить «Тулачермет» не будет. Помимо россиян, прекратил экспорт чугуна и украинский комбинат «Донецксталь», остановивший производство для проведения ремонта.
При слабом спросе в Европе российский и украинский чугун в октябре поставлялся в США. Цены, правда, там были относительно низкими – порядка $430-450 за т CFR, однако экспортерам из СНГ удалось оставить «вне игры» производителей с юга Бразилии. Северобразильские компании поставляют чугун в США по $420-425 за т FOB ($440-445 за т CFR Новый Орлеан), но у «южан» затраты на транспортировку выше. Некоторые компании с юга Бразилии, впрочем, были готовы продавать чугун в Восточную Азию по $385-390 за т FOB ($445-450 за т CFR), но большинство производителей предпочли вообще свернуть выпуск. В октябре средний уровень загрузки мощностей составляет даже на севере не более 25-30%, а на юге этот показатель еще ниже.
Вообще складывается впечатление, что Бразилия, по большей части, выходит из «чугунного» бизнеса. Для местных компаний выгоднее экспортировать в Китай и другие страны Восточной Азии железную руду либо выплавлять из нее не чугун, а сталь. Так, практически прекратила внешние поставки товарного чугуна железорудная компания Vale. В связи с этим у американских аналитиков даже появляется определенное беспокойство. Сейчас на рынке США нет недостатка ни в чугуне, ни в металлоломе, но в случае расширения объемов выплавки стали до докризисного уровня может возникнуть дефицит и того, и другого.
В целом те поставщики товарного чугуна, что остались на мировом рынке, не делают трагедии из нынешнего спада. За последний месяц цены на этот материал понизились всего на $10-15 за т, а в ноябре, как ожидается, вырастут. Пауза, взятая покупателями, подходит к концу. По данным трейдеров, многие потребители уже прощупывают почву, планируя крупные закупки с поставкой после Нового года.