/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Подъем цен на металлолом на мировом рынке, продолжавшийся с конца июня, похоже, достиг пика или, по крайней мере, приблизился к нему. Восточноазиатские и турецкие компании, активно приобретавшие сырье в течение августа, накопили запас на сентябрь-октябрь и соответственно уменьшили объемы закупок, что, естественно, сказалось на уровне цен.
Слабость в последнее время наблюдается, прежде всего, на дальневосточном рынке. Тайванские, корейские и вьетнамские металлурги в начале сентября сбавили активность, поскольку обеспечены ломом на несколько недель вперед. Вследствие этого американским и европейским поставщикам пришлось пойти на уступки. Стоимость материала HMS № 1 при отправке в контейнерах понизилась по сравнению с концом августа, в среднем, на $10 за т и находится, в основном, в интервале $380-395 за т CFR. При поставках «навалом» некоторые трейдеры по-прежнему предлагают аналогичный материал по ценам, доходящим до $420 за т CFR, но реальные сделки, как правило, заключаются из расчета не более $410 за т CFR.
Немного понизились внутренние цены в последнее время и в Японии, где национальные металлургические заводы, тоже пополнившие в последнее время запасы сырья, уменьшили объемы закупок. Кроме того, упал спрос на японский лом за рубежом, а цены на материал Н2 составляют в настоящее время менее $360 за т FAS по сравнению с $370-377 за т FAS в первых числах месяца. Впрочем, японские аналитики ожидают увеличения объемов выплавки стали на мини-заводах в течение сентября и предсказывают достаточно скорое возобновление роста цен на сырье.
Относительно высокий спрос и стабильные цены наблюдаются пока что только в Индии, где местные производители стали планируют повышение котировок на четвертый квартал и поэтому готовы приобретать дорогостоящее сырье. В Китае стоимость импортного HMS № 1 тоже может достигать $410-420 за т CFR, но местный рынок оказался дезорганизованным вследствие недавнего решения властей об ограничении объемов выплавки стали в целях экономии электроэнергии. С одной стороны, это приведет к сокращению спроса на металлолом, хотя и не очень значительному, так как большинство предприятий, вынужденных приостановить или сократить производство, используют в качестве сырья железную руду, но, с другой, создает благоприятные условия для повышения цен на лом в связи с подорожанием длинномерного проката на внутреннем рынке. Согласно сообщениям китайских источников, в последние дни металлолом на местном рынке, действительно, слегка поднялся в цене, но импортные котировки остаются пока на прежнем уровне.
Противоречивые тенденции наблюдаются и в Турции. Американские трейдеры повысили стоимость лома HMS № 1&2 (80:20) до около $405 за т CFR, но их почин не был поддержан ни потребителями, ни большинством поставщиков из Европы и СНГ. Котировки на европейский материал HMS № 1&2 (70:30) и российский А3 находятся в интервале от менее $390 до немногим более $395 за т CFR, слегка понизившись по сравнению с началом месяца. Максимальный объем закупок лома турецкими компаниями уже явно прошел, все они обеспечены сырьем, по меньшей мере, до середины октября, так что в ближайшие несколько недель активность на этом рынке вряд ли будет высокой.
Сокращение экспортных поставок в Азию и Турцию сказалось и на состоянии внутренних рынков ЕС и США. На юге Европы металлолом в сентябре подорожал, примерно, на 10 евро за т, хотя ожидался гораздо более существенный подъем – до 30 евро за т. В Италии стоимость HMS № 1&2 составляет порядка 290-300 евро за т с доставкой и вряд ли превзойдет этот рубеж до октября.
Аналогично, и в США трейдеры, ранее планировавшие повысить цены на основные сорта лома на $30-40 за длинную т (
Тем не менее, серьезный спад рынку металлолома, похоже, не грозит. По словам американских трейдеров, сборы лома в стране по-прежнему значительно уступают докризисному уровню. При этом, если поступления промышленного лома в целом восстановились, то старого собирается почти вдвое меньше, чем, скажем, в 2007 году. Поэтому никакого избытка предложения металлолома на мировом рынке в ближайшие месяцы, очевидно, не будут, а цены после непродолжительного периода понижения котировок снова пойдут вверх, как только восстановится спрос в Азии, Турции или США. По-видимому, это произойдет где-то через месяц-полтора.
Цены на металлолом HMS № 1 на мировом рынке, $/т CFR