/Rusmet.ru/ Продолжающиеся переговоры между основными потребителями ЖРС и поставщиками проходят на фоне сохраняющегося высокого уровня спроса на сырье со стороны Китая, постепенного увеличения выпуска чугуна и соответственно потребностей в железной руде со стороны других стран.
После достаточно значительного периода стабильного уровня спотовых цен на ЖРС в Китае (февраль-первая половина марта), в стране вновь произошел их рост, который, скорее всего, продолжиться. Одной из причин повышения спотовых цен помимо активного спроса, стало и увеличение ж/д тарифов на перевозку железной руды для отгрузок на экспорт в Индии в среднем на Rs300/т ($7/т) во второй половине марта текущего года. А, учитывая действующие экспортные пошлины на индийское ЖРС, можно считать, что конкурентоспособность индийских поставщиков снизилась по сравнению с бразильскими и австралийскими экспортерами. Хотя в Бразилии также могут ввести экспортную пошлину на ЖРС. Ввод новых ж/д тарифов сказался и на уровне спотовых цен на индийскую руду в Китае в середине марта, которые увеличились как раз на $7/т.
Так, цены на индийскую железорудную мелочь с содержанием железа 63,5 %, поставляемую в Китай, составляли на 17 марта $145-147/т cfr ($117/т fob), с содержанием железа 63/62% — $142-144/т cfr ($114/т fob), 62/61% — $137-140/т cfr ($109/т), 61-60% — $131-135/т cfr ($103/т), 60/59% — $124-128/т ($96/т) и 59/58% — $118-122/т ($90/т). Отметим, что еще 12 марта цены были на $7/т ниже.
Индийские поставщики быстро отреагировали на увеличение спроса и намерение других экспортеров поднять цены, что и привело к существенному росту цен к середине марта. Китайские производители подтвердили, что в середине марта сделки ниже $145/т не осуществлялись.
Цены на железорудную мелочь с различным содержанием железа, экспортируемую из Индии в Китай, $/т fob
Все это способствует только более значительному уровню повышения контрактных цен на ЖРС.
Пока переговоры по уровню новых контрактных цен на ЖРС продолжаются, но решение, очевидно, можно ожидать в апреле. Тем более что ведущие экспортеры ЖРС намерены существенно повысить цены на ЖРС.
И если ранее считалось, что уровень контрактных цен на ЖРС в 2010 ф.г. повысится не менее чем на 40%, то уже в настоящее время JPMorgan Chase & Co, прогнозирует рост цен на 65 %, а другие – в пределах 80 %. Бразильская Vale считает, что цены должны вырасти на 90%. Понятно, что ведущие экспортеры ЖРС заинтересованы в максимальном повышении уровня цен, в том числе Vale SA, Rio Tinto Group и BHP Billiton. Усилению позиций ведущих экспортеров ЖРС способствует и создание совместного предприятия группами Rio Tinto и BHP добыче железной руды.
Министерство торговли Китая сообщило, что китайское правительство намерено поддержать металлургические компании, которые обратились с просьбой поднятия переговоров по ценам на национальный уровень, правительством будет оказана вся необходимая поддержка, что позволит ограничить рост цен. Но министерство торговли Австралии опровергает это и считает, что правительство Китая не намерено вмешиваться в ход переговоров по ценам, так как эта коммерческая сторона вопроса должна решаться только между производителями и непосредственными потребителями.
В Китае большое внимание уделяют поиску новых месторождений железной руды и соответственно увеличению ее добычи внутри страны. Только в 2009 г., по данным Ministry of Land and Resources (MLR), были открыты новые месторождения с запасами почти в 5 млрд т, в том числе месторождение в провинции Liaoning с запасами в 3 млрд т (с возможным их увеличением до 7 млрд т). Но значительный рост производства черных металлов в стране обуславливает высокую степень зависимости национальных металлургических предприятий от импорта ЖРС. И вряд ли в долгосрочной перспективе эта зависимость существенно снизится.
Китай в условиях дальнейшего роста производства чугуна и стали будет вынужден наращивать и импорт ЖРС, что усиливает позиции ведущих производителей железорудного сырья на мировой рынок при проведении переговоров по установлению нового уровня контрактных цен.
Понятно, что китайские металлургические компании ищут пути диверсификации поставок ЖРС, приобретают контроль над железорудными активами по всему миру. Но это не решает проблемы в целом.
По данным таможенной статистики, в
Импорт железной руды в
В
В ближайшие 5 лет Индия планирует сократить поставки железной руды в Китай на 5-10 %, в связи с ростом спроса на нее на внутреннем рынке страны. Ожидаемый в долгосрочной перспективе рост производства черных металлов в Индии приведет в дальнейшем к существенному сокращению экспорта ЖРС из страны.
В 2009 г., по данным ISSB, экспорт ЖРС из Индии составил порядка 113 млн т, что на 13% превысило показатели предыдущего года. Понятно, что Индия поставляет свое железорудное сырье в основном в Китай.
За 10 месяцев текущего финансового года Индия увеличила поставки железной руды на мировой рынок до 89,27 млн т, что на 10,47 % больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года.
Экспорт ЖРС из Индии, млн т
В
И хотя в январе
По прогнозам, в
Импорт железной руды в Китай (млн т) и средний уровень импортных цен на ЖРС ($/т)