/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ В период кризиса руководители предприятий искали все имеющиеся резервы. Одним из долгосрочных проектов, который может привести к экономии средств, является ресурсосбережение. Им давно уже занимаются, но по-разному – в зависимости от ситуации на конкретном предприятии. Если имеется собственная сырьевая база, это одно отношение, а если такова отсутствует, – то уже другое. Ресурсосбережение – это такой же реальный механизм снижения себестоимости, как и внедрение новой техники или реконструкция. Трудно забывать бывшую социалистическую «щедрость» в использовании природных ресурсов, но приходится. Разрабатываются отвалы, даже с боями, как это происходило в запорожской балке Средней, где до сих пор идет ее планомерная эксплуатация четырьмя ведущими предприятиями отрасли. Стали обращать внимание и на другие виды отходов, не говоря уже об экономии энергоресурсов. Сегодня на каждом предприятии разрабатывается собственная программа ресурсосбережения.
Программа по отходам
Возьмем ОАО «Запорожсталь» – одно из ведущих предприятий отрасли, которое не полностью обеспечено собственной сырьевой базой и вынуждено прилагать дополнительные усилия для их поиска и рационального использования. Здесь проводится единая политика в отношении отходов, направленная, в первую очередь, на минимизацию их образования, а также на увеличение их использования в собственном производстве и для реализации сторонним предприятиям в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов. Надо отметить, что доля отходов, непосредственно используемых на комбинате, составляет сегодня около 40%. Причем, ежегодно происходит прирост где-то на 2 процентных пункта. Правда, в кризисный период эти цифры несколько изменились, так как вследствие снижения производства происходит уменьшение и объема отходов. То есть, справедливее пользоваться докризисными показателями.
За счет чего же достигается увеличения доли повторно используемых отходов? Прежде всего, за счет оптимизации работы имеющегося газоочистного оборудования и оборотных циклов агломерационного, доменного, мартеновского и прокатного цехов, позволяющих повысить количество улавливаемых и возвращаемых в производство железосодержащих шламов. Так в последнем докризисном году было уловлено и возвращено в производство более 300 тыс. т железосодержащей пыли и шламов.
Сюда же можно отнести и применение в оборотном цикле газоочисток доменных печей в качестве коагулянтной добавки отработанной смазочно-охлаждающей жидкости цеха холодной прокатки (ЦХП-1). Таким способом за год ее было утилизировано 3,5 тыс. куб. м. В результате повысилась эффективность работы оборотного цикла, была достигнута экономия специализированных присадок.
Далее надо отметить возврат в производство отходов, пригодных для использования повторно, в том числе и в других технологических процессах, происходящих на комбинате. Как пример здесь может послужить строительство установки для сортировки огнеупорного лома. С ее запуском количество пригодных для повторного использования и реализации вторичных огнеупоров увеличилось в 2 раза.
Отходы станции нейтрализации ЦХП-3 также нашли применение в технологическом процессе комбината. Шлам станции нейтрализации используется в качестве защитного покрытия шлаковых ковшей доменного и мартеновского цехов (используется порядка 2 тыс. т в год), недопал извести направляется в агломерационное производство.
Следующий фактор экономии – это производство продукции из отходов и использование их в качестве вторичных ресурсов. В литейном цехе комбината был освоен выпуск силикатного кирпича с применением в качестве сырья отработанных и уловленных на оборотном цикле отходов литейного производства (формовочных смесей). Годовой выпуск кирпича составляет около 2 млн. штук. На его производство идет более 5 тыс. т отработанных формовочных смесей. Вдобавок эти отработанные смеси также реализуются сторонним потребителям.
Цех шлакопереработки комбината кроме своей основной задачи – принятия технологических отходов, переработки и возврата их в производство – осуществляет «выпуск» продукции в виде доменного щебня и гранулированного шлака. Объем заказов на данную продукцию практически равен количеству образования «исходного сырья» – доменного шлака.
Для реализации сторонним организациям проводится переработка отходов древесины на древесную щепу и дрова-отходы, сбор отработанных масел, аккумуляторов, катализатора газового цеха и других отходов. На комбинате разработаны «Положения по обращению с невозвратной импортной и отечественной тарой (упаковкой) и другими неметаллическими ресурсно-ценными отходами».
Все перечисленные выше мероприятия кроме прямой материальной прибыли приносят еще и косвенную, которая выражается в уменьшении количества отходов, направляемых в места их размещения, а также сокращении выбросов в атмосферу. Все это напрямую связано и со снижением экологических платежей, которые в настоящее время составляют немалую сумму и постоянно влияют на себестоимость продукции.
Поэтому следует отдельно отметить проекты и объекты, введенные в эксплуатацию и строящиеся, которые направлены на реализацию мероприятий по охране окружающей среды и в значительной степени повышают количество возвращаемых в производство ресурсов. Это построенная и введенная в эксплуатацию аспирационная установка (2 электрофильтра) очистки выбросов хвостовых частей агломашин, благодаря которой ежегодно улавливается и возвращается в агломерационное производство около 2,5 тыс. т агломерационной пыли, а также комплекс сооружений по перехвату дренажных вод в балке Маркусова, который обеспечил исключение ежегодного попадания до 1 млн. куб. м дренажных вод в Днепр и возврат их в технологию цеха шлакопереработки комбината.
Следует отметить и переход ЦХП-1 на соляно-кислотное травление с регенерацией отработанной соляной кислоты и возвратом ее в производство. Кроме прекращения сброса нейтрализованных отработанных травильных растворов в шламонакопитель, это дает экономический эффект по использованию соляной кислоты, а также существенное уменьшение затрат на нейтрализацию отработанных травильных растворов. Плюс строительство установки пылеуглеулавливания, которая даст возможность отказаться от использования в доменном производстве природного газа. Тут уж экономия будет более чем наглядная.
Неиспользованные резервы
Еще более интересен в этом плане Донбасс. Как утверждают специалисты Донбасского государственного технического университета (Алчевск), в Украине накоплено более 25 млрд. т твердых отходов. В Донбассе промышленные отходы размещены в терриконах угольных шахт (более 1200), отвалах углеобогатительных фабрик (более 60), а также представляют собой шлаки и шламы металлургических и энергетических предприятий (более 10).
В процессе переработки минерального сырья в отходах по сравнению с первичным материалом происходит существенное изменение минерального и химического состава, на фоне которого отмечается либо аккумуляция, либо исчезновение как полезных, так и вредных элементов. Поэтому за кондиционные приняты значения, рекомендованные справочником «Ценные и токсичные элементы в товарных углях России» (М.: Недр, 1996).
А далее алчевцы делятся результатами своих исследований. Ведь мы чаще пишем о железорудных запасах, чем об угольных. Оказывается, и здесь можно почерпнуть массу полезного. Среди отходов добычи и переработки углей были рассмотрены вмещающие породы, горная масса (смесь вмещающих пород и углей), чистый уголь и зола углей. Во вмещающей породе и горной массе промышленные концентрации металлов не были обнаружены. Такие концентрации установлены только в углях (выявлено 19 металлов) и золе углей (20 металлов). Наибольший интерес как нетрадиционный источник минерального сырья из перечисленных отходов представляет зола углей.
В исследованной золе углей 86 шахтных полей Луганской области были выявлены такие металлы, представляющие интерес для промышленного их получения, как медь, сурьма, цинк, кобальт, молибден, ванадий, титан, серебро, литий, германий, кадмий, цирконий, галлий, скандий, ниобий и даже стронций. Причем, к этим данным следует добавить следующее:
1) действительные запасы металлов будут выше, потому что во многих случаях для подсчета запасов принятые значения превышают кондиционные, а оставшиеся запасы угля по шахте приняты на уровне 20 млн. т, хотя на многих шахтах они значительно выше;
2) практически на всех шахтных полях выявлено по 3-4 элемента с промышленным содержанием, по отдельным шахтным полям число полезных элементов составляет 10-15, а суммарная доля металлов может достигать 5%;
3) извлечение металлов предлагается проводить по такой схеме: а) угли с высоким содержанием одного или нескольких металлов направлять одному потребителю; б) обогащение золы до полуфабриката выполнять на одном из коксохимических заводов Донбасса, производственные мощности которых полностью не используются; в) доведение полуфабриката до требуемых условий возможно на специализированном предприятии;
4) по предварительным данным в золе углей шахтных полей Донецкой области выявлены более высокие, чем в золе Луганских углей, концентрации некоторых полезных элементов, а также золото, что дает основание увеличить прогнозные запасы металлов и расширить их состав.
В отходах обогащения 17 фабрик Луганской области, перерабатывающих угли марок Д-А, установлены промышленные концентрации титана, лития, скандия и циркония. В отдельных пробах такие количества обнаружены для иттербия, иттрия и стронция.
В шлаках и шламах сети металлургических предприятий Донбасса (Алчевский меткомбинат, Стахановский завод ферросплавов, Донецкий, Енакиевский, Константиновский, Краматорский и Макеевский метзаводы) установлены промышленные концентрации 13 полезных элементов, но из них более или менее стабильными являются марганец, кадмий и хром. Остальные элементы отмечены в эпизодических случаях.
Из существующих промышленных отходов Донбасса наиболее реальными источниками нетрадиционного минерального сырья являются золы углей и отвалы обогатительных фабрик. Чем не естественные источники пополнения сырьевой базы отечественной металлургии? Или даже просто эффективный способ извлечения прибыли из ожидающих утилизации отходов. Впрочем, главное заключается в том, что у промышленности еще есть неиспользованные резервы, которые могут не только частично решить сырьевую проблему, но и расширить возможность выполнения экологических мероприятий, которые дадут дополнительную экономию тем же предприятиям.