Skip to content

Козлы отпущения

/Rusmet.ru, Артем Зверев/ Китай наконец-то нашел козла отпущения – сначала я подумал, что козлами станут именно мелкие и средние предприятия, и почти попал в десятку. Да, именно они, по мнению правительства страны, виноваты в той ситуации, которая сложилась на китайском рынке – локальный дефицит, спекуляция, сложности с поставками сырья, странный рост цен (отнюдь не рыночный, а спекулятивный). Правда, виноватыми они оказались с другой стороны – их обвиняют не в перепроизводстве, или выпуске некачественной стали, их обвиняют в том, что им нужна… железная руда.

Переговоры по ценам на железную руду проводятся между крупными производителями Китая и поставщиками из Австралии и Бразилии. Как мы все знаем, переговоры проваливаются, консенсус, скорее всего, так и не будет достигнут. Импортировать руду могут лишь крупные производители и трейдеры, у которых есть импортные лицензии, а таких лицензий было выдано не более сотни. Таким образом, сегодня у многих средних и мелких производителей попросту нет руды.

Мелкие производители, которые не намерены сдаваться, вынуждены обращаться к частным трейдерам или крупным металлургическим компаниям, которые, как вы понимаете, сегодня делают бизнес на перепродаже железной руды. Крупным компаниям, по большому счету, наплевать на мелких, мало того, крупные компании не очень то и любят мелких, и в ситуации, когда они не только могут делать хоть какой-то более или менее прибыльный бизнес, они еще и косвенно подрывают бизнес конкурентов, делая его неконкурентоспособным. Сегодня, как это ни покажется странным, крупные металлургические компании являются главными поставщиками железной руды для мелких компаний. Отсюда и рост цен – за счет более высоких цен мелких производителей. Отсюда и рост цен крупных компаний – перепродавая железную руду, они фактически, вынуждают мелкие компании повышать цены, а затем и сами подтягиваются к этому высокому уровню. Такой же политики придерживаются и трейдеры-импортеры руды – многие из них аффилированы с металлургическими компаниями, да и правительство страны играет не последнюю роль в импорте руды.

Сегодня вся импортная руда в Китае закупается на спотовом рынке, и нельзя сказать, что эти закупки государство контролирует. Во-первых, есть компании, которые организуют интернет-биржи, цель которых сугубо информационная – компании информируют мелкие заводы о том, где есть какая руда, по какой цене, какого качества и т.д., правда, зачастую эти компании занимаются и трейдингом, не имея на это лицензии. Во-вторых, есть компании, которые закупают руду и… не продают ее. Они ждут повышения цен, или того момента, когда мелкие компании будут готовы переплачивать. Руда то на самом деле есть, она есть в китайских портах, но она не продается.

Китайская ассоциация производителей чугуна и стали пытается остановить эти процессы, но, правда, у них пока ничего не получается. Они еще как-то могут контролировать крупные поставки руды на государственные комбинаты, но справиться с толпой перекупщиков и тысячами компаний, зарегистрированными в СЭЗ, уставной капитал которых составляет по 1-2 тыс. долларов, они не в силах. Помимо закупок руды эти тысячи компаний занимаются еще и внутренней перекупкой руды, таким образом, накручивая цены. Думаю, что и интернет-трейдинг (или, как заявляют эти компании – информационные услуги) также цены не опускает. Может быть, они и не занимаются импортом, но внутренней куплей-продажей, и последующей перепродажей руды тем, кому сейчас деваться некуда – еще как — именно на этом они и делают сегодня прибыль. Так что рост цен на сталь в Китае, на мой взгляд, довольно легко объяснить. Добавьте к этому еще и трейдингово-спекуляционный беспредел на рынке готового проката (о котором я писал пару недель назад), и мы поймем, что в руках трейдеров оседает сегодня гораздо более серьезная маржа, чем еще год назад.

Я уверен на 100%, что это еще не конец. Пока Ассоциация проигрывает трейдерам, но война еще не закончена. Типичное столкновение двух сторон, двух противоположных позиций. Ассоциация представляет крупные и средние металлургические предприятия, а также позицию китайской металлургии в целом. Думаю, не ошибусь, если скажу, что ассоциация является своего рода посредником между металлургами и государством, которая, правда, никогда не конфликтует с государством. Ассоциация заинтересована в развитии технологий, улучшения качества продукции, а также реализации все тех реформ, о которых китайское правительство уже говорит 5 лет. Реформы красивые, идея прекрасная, но есть мечты, а есть реальность. Реальность то, как раз представляет другая сторона – мелкие и средние металлургические компании и трейдеры – они представляют сотни тысяч рабочих, сотрудников, 70-80 млн т стали, а главное, за ними стоят местные и муниципальные власти. Главе округа в какой-нибудь провинции Хуннань совершенно наплевать, по большому счету, на план развития китайской металлургии, равно как и на скандал с Rio Tinto – для него главное, чтобы рабочие были заняты, чтобы они не выходили на улицы, чтобы предприятие приносило хоть какой-нибудь доход, и чтобы с этого дохода платились налоги (а также, предположу, что не только налоги – Китай все-таки). И этому главе округа, возможно, даже не знакомы такие слова как «консолидация» или «глобализация». Чихать он на них хотел. А вот если пыхтящий заводик-миллионник остановится, то завтра на улице могут оказаться 5-6 тыс. человек (вместе с семьями – 20-25 тыс. человек). А в масштабах округа это проблема куда серьезнее, чем красивые пекинские фантазии.

Ассоциация намерена поставить вопрос о более жестком контроле импорта руды, а также сокращения количества импортных лицензий. Как говорится, кто контролирует сырье, тот контролирует и весь процесс переработки. Но, опять же, не думаю, что у Ассоциации это получится. Если бы на рынке была тишь да благодать, как, скажем еще год-полтора назад, подобные операции представлялись бы весьма уместными. А потом, рыба то гниет с головы – пока в Китае не будет выстроена нормальная, а главное эффективная система госуправления, каждая реформа будет захлебываться в волнах океана бюрократии. А бюрократию Китайская Ассоциация производителей чугуна и стали не задушит – самому себя задушить весьма сложно, да и глупо. А потом, как бы то ни было, самоубийство все равно не выход… 

Козлы отпущения

/Артем Зверев, Rusmet.ru/ Похоже, что для индийских металлургов настали черные дни, сегодня на них сыплются все шишки. Правительство страны полно решимости окончательно заключить отрасль в свои тиски и полностью взять рынок под свой контроль. Главная проблема для государства – инфляция, была быстро переложена на плечи металлургов, дескать, из-за них весь этот сыр-бор. По данным государственных источников, металлурги виноваты в 21% инфляции.


Складывается ощущение, что правительство страны посмотрело годовые и квартальные показатели по различным отраслям и прикинуло, где можно сократить расходы (то есть инфляцию). То что повышение цен на железную руду, кокс и лом наблюдаются не только в Индии и то что сегодня сравнительно высокие темпы инфляции фиксируются по всему миру – от Японии до Мексики, похоже, не волнует индийских чиновников. С инфляцией надо бороться, однако кроме как замораживать цены на сталь и тыкать копьем в собственную полулежащую на земле отрасль у правительства, похоже, идей нет.


Напомню, что металлурги и так уже пошли на определенные уступки правительству, которое попросило металлургов сначала отменить последнее повышение цен, а после этого – заморозить цены на три месяца. Металлурги пошли на эту уступку и вроде бы все были довольны. Однако вот незадача – инфляция особенно не сократилась, а трехмесячный срок подходит к концу. «Надо что-то делать», — решили лучшие умы чиновничьего аппарата страны, и решили продолжить гнуть свою линию.


Так как, несмотря на повышение расходов на производство тонны стали, прибыли металлургов не сокращаются, правительство решило, что этих самых металлургов надо прижать. Причем правительство выжидало, не обостряя отношений с металлургами, пока мораторий на повышение цен не подойдет к концу. Что же, осталось две недели, после которых цены на прокат без всякого сомнения будут повышены – сегодня цены на внутреннем рынке в Индии отличаются от среднемировых в среднем на 300-500 долларов США за тонну. Правительство страны все это просекло достаточно быстро, и судя по всему подарит металлургам новые сюрпризы.


В частности, ожидается, что экспортные пошлины на чугун, заготовку и губчатое железо будут повышены с 15% до 20%, кроме того будет, скорее всего, введена и другая мера – куда более болезненная, а именно – установка минимальной экспортной цены. Что это будет за цена, думаю, всем понятно, скорее всего, она будет среднемировой. А по среднемировым ценам индийскую сталь вряд ли кто-нибудь захочет покупать, ведь Индия, по крайней мере, на данный момент, пока страна не стала глобальным экспортером, привлекательная именно относительно низкими ценами на сталь.


Хорошо, я бы мог понять, если бы правительство стремилось сократить инфляцию путем ужесточения контроля над ценами во всех отраслях, однако пока жертвы наблюдаются только в стане металлургов. Помимо заморозки цен и новых готовящихся мер, никаких других действий пока не видно. Создается ощущение, что правительство своего рода намерено установить лимит рентабельности металлургической отрасли, и если отрасль, или отдельные компании, перевыполнят план по прибыли, будут введены соответствующие меры. Огромный стимул для развития, а особенно для плана по развитию мощностей, не правда ли?


В индийской металлургии сегодня складывается эдакая полукрепостная система управления. Компании вроде бы частные (про государственные речь не идет – с ними все ясно) не имеют возможности свободно развивать свой бизнес, причем в данном случае речь о диком повышении цен не идет – внутренние цены в Индии всегда были на относительно низком уровне относительно общемировых. Разумеется, существуют аргументы о том, что у Индии есть своя руда и дешевая рабочая сила, и за счет этого надо сокращать цены, однако не надо забывать, что индийской металлургии необходимы финансы на модернизацию и строительство новых мощностей, которые она может получить в большей степени за счет экспорта. И только максимизируя собственную прибыль, индийские компании смогут профинансировать программы по собственному развитию на ближайшие 10 лет. Плюс, рудные компании тоже нуждаются в прибыли и они также старались (до тех пор пока удавка на их шеях не была затянута) максимизировать свою прибыль, вспомните 90 млн т руды на спотовом рынке Китая в прошлом году. Однако вскоре, как мне кажется, креативные решения индийского правительства коснутся и их.


А теперь главное: с одной стороны, какая нам (как не индусам) разница, что происходит в Индии и насколько сильно страдают местные производители? С одной стороны – никакой, ведь Индия, прямо скажем, серьезной роли на мировом рынке металлов не играет, ни как экспортер, ни как импортер. С другой стороны – Индия потенциальный металлургический гигант, который, согласно правительственным планам, к 2020 году может выпускать аж 200 млн т стали в год, а то и больше, а с этим, согласитесь, даже Гвинее-Бисау придется считаться. У меня всегда возникали сомнения относительно реализации индийских планов, и я не раз о них говорил на конференциях Русмета, однако мои опасения были связаны со слабостью индийских потребителей – ну не верю я в то, что индийские потребители смогу переварить 180 млн т стали к 2020 году. Но, если честно, я не мог ожидать, что правительство страны само сделает все возможное, чтобы в металлургию страны не поступали долгожданные инвестиции, ведь, согласитесь, ни одной металлургической компании не понравятся сплошные ограничения, регулирование цен, да еще и пребывание в положении козла отпущения.


Индийское правительство сегодня делает очень глупые шаги, и вместо того чтобы прислушаться к металлургам, оно слушает министра стали, который, прямо скажем, предал родную отрасль, заявив, что хотя и правительство не сможет вечно вмешиваться, не надо забывать о том, что Индия социально-ориентированное государство, и государство будет следить, чтобы общественные интересы не страдали из-за повышенного аппетита металлургов. По-моему, после этих слов любые желания инвестировать в металлургию Индии должны мигом исчезнуть. Вместо того, чтобы стрелять в конкурентов, индийское правительство решило выстрелить в своих же металлургов. Металлурги ранены, однако еще далеко не убиты. Посмотрим, что будет дальше — спортивный интерес, знаете ли, именно спортивный. С рыночной точки зрения (мирового рынка), как мне кажется, интерес к Индии уже практически пропал…

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...