/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Дефицит металлолома, ощущающийся в глобальном масштабе, способствует дальнейшему подъему цен на этот материал. За последнюю неделю котировки при поставках в Турцию прибавили, примерно, $10 за т. Стоимость американского материала HMS № 1&2 (80:20) и российского А3 достигла $310-315 за т CFR, а некоторые трейдеры уже выставляют новые предложения из расчета до $320 за т CFR.
В еще большей степени подорожали за последние дни заготовки. Благодаря повышенному спросу в Китае, других странах Дальнего Востока, а также достаточно активным закупкам полуфабрикатов иранскими, турецкими и арабскими компаниями российские и украинские поставщики заготовок смогли довести стоимость своей продукции до $430-450 за т FOB. В Турции полуфабрикаты подорожали до $460 за т EXW (без НДС) и более.
В результате турецким компаниям пришлось снова поднимать цены на арматуру, доведя ее до $490-505 за т EXW внутри страны и $500-510 за т FOB при экспорте. Кстати, благодаря их действиям и производители из СНГ смогли увеличить котировки до $460-470 за т FOB.
Повышение цен на турецкую арматуру не имеет практически никакой связи с реальным спросом. Всего за неделю до Рамадана, начинающегося 21 августа, ближневосточные компании не проявляют особой активности в приобретении стальной продукции. В ОАЭ местная компания Emirates Steel даже снизила цены на август на $15 за т по сравнению с предыдущим месяцем, до около $490-505 за т EXW. В Иране, Египте, Сирии цены колеблются на уровне, близком к $550 за т с металлобазы. Цены на турецкую продукцию, достигающие $520-530 за т CFR, выглядят завышенными.
Тем не менее, можно с достаточной уверенностью предположить, что осенью эти цены не только будут восприняты рынком, но и, очевидно, возрастут. С одной стороны, турецким компаниям просто некуда отступать. Ситуация с поставками металлолома вряд ли улучшится в ближайшие месяцы. Безусловно, его подорожание не будет непрерывным, но общая тенденция будет, как минимум, до весны 2010 года направлена на повышение.
С другой стороны, в сентябре-октябре можно будет рассчитывать на оживление ближневосточного рынка. Потребители в странах региона так и не решились на серьезные закупки арматуры до Рамадана, они входят в этот период с минимальными складскими запасами. В то же время, строительная отрасль осенью, после установления более благоприятной погоды, должна пойти на подъем.
Судя по всему, ОАЭ в обозримом будущем так и не восстановит своего статуса самого емкого рынка в странах Ближнего Востока. Строительный бум в Дубаи окончательно отошел в прошлое, кроме того, компания Emirates Steel, запустив новую производственную линию весной этого года, существенно повысила свою долю на местном рынке. В то же время, Ливия, Египет, Ирак, как ожидается, должны возобновить импортные закупки. По оценкам аналитиков, наиболее перспективным, как и весной, выглядит египетский рынок, поскольку темпы роста жилищного и промышленного строительства в стране продолжают увеличиваться.