/Rusmet.ru, Артем Зверев/ После 8 месяцев кризиса так хочется снова стать оптимистами, правда? Тем более, что и металлурги, и трейдеры, правда, последние в меньшей степени, привыкли находиться в весьма неплохом расположении духа (до кризиса, разумеется). Сегодня же каждый минимальный рост цен, или же микроскопическое увеличение спроса становится поводом к откупориванию бутылок с шампанским. Вот и сейчас – стоило китайскому рынку чуть-чуть ожить, как металлургов и трейдеров начинают переполнять положительные эмоции и оптимистические фантазии.
Первое о чем стоит сказать – увеличение спроса и цен в Китае, о котором в конце прошлой и начале этой недели не говорил и писал разве что тот, кто писать и говорить не умеет. Мировые агентства преподносят увеличение цен в Китае до трехмесячного максимума как сенсацию и повод для надежд. Только вот все немного не так. Если посмотреть на китайские цены за последний год (в частности, на г/к прокат, цены на который выросли на 510 долларов за тонну), «трехмесячный максимум» — это всего лишь незначительные колебания цены в пределах 12-15 долларов, и средняя майская цена выше средней мартовской на 4-6 долларов (в апреле – по сравнению с мартом был небольшой провал – долларов на 10-11). Ну, хорошо, хотите бить в ладоши от радости — бейте. Но давайте разберемся, почему цены все-таки, пусть незначительно, но выросли.
Китайские трейдеры ссылаются на рост потребления в своей стране. Справедливо. Цены обычно растут при росте потребления, но ведь вполне очевидно, что рост потребления был вызван программой поддержки металлопотребляющих отраслей и строительства, реализация которой началась в феврале-марте этого года. Во-вторых, что означает рост потребления? Вероятно, оценивается рост продаж металлургический компаний и крупных торговых домов, однако, давайте не будем забывать, что Китай сегодня можно назвать мировой столицей металлургической спекуляции. Трейдеры ожидают роста цен, прежде всего за счет увеличения объемов строительства в рамках программы поддержки, соответственно, они активно закупали сталь в апреле и мае (именно в эти месяцы Китай снова стал нетто-импортером стали, так как закупки активно велись не только на внутреннем, но и на внешнем рынке). Может быть, именно эта трейдерская активность в основном и вызвала повышение цен на 10-12 долларов?
Корейские и японские трейдеры, также работающие с Китаем помимо программы поддержки промышленности отмечают (в качестве положительного фактора) и приостановление проектов по развитию новых мощностей внутри Китая. Ну, это, как мы все знаем, было вызвано ни столько рыночными условиями, сколько госрегулированием, а именно, китайские банки перестали выдавать кредиты. Кроме того, у Китая значительный резерв простаивающих мощностей, которые можно легко использовать. Так что приостановка строительства сталеплавильного цеха в провинции Хуннань никак нельзя считать фактором, влияющим на ценообразование.
Все радуются – Китай наращивает импорт стали. Ну что ж, крупные экспортеры могут радоваться, хотя я бы на их месте плакал, а не радовался бы. На волне роста протекционистских мер, особенно против Китая, вдруг, ни с того, ни с сего, в Китае резко выросли объемы импорта (чистый импорт готового проката в мае составил порядка 300 тыс. т, чистый импорт слябов и заготовки – 700 тыс. т). Показатели небольшие, однако Китай уже давно разучился импортировать. Обычно, Китай экспортирует сталь и наталкивается на всевозможные расследования. Сегодня же, когда программа поддержки запущена (кстати, во много аналогичная программе «Покупай американское»), иностранные компании начали продавать больше стали в Китай, нежели сам Китай экспортирует. Я не могу сказать точно, но у меня такое ощущение, что китайское правительство и Ассоциация производителей чугуна и стали в бешенстве. Скорее всего, в самое ближайшее время (вероятно, это дело недели-двух) на экспорт ряда видов проката будет возвращен, а для некоторых видов проката увеличен, объем возврата НДС. Т.е. китайские экспортеры скоро получат обратно ряд преимуществ, которые были отобраны у них 2 года назад. На экспортных рынках Китай, и это совершенно очевидно, проигрывать не намерен – война пойдет не на шутку.
Кроме того, как я писал несколько недель назад, в настоящий момент правительство Китая совместно с Ассоциацией производителей чугуна и стали решают какие расследования, против кого и когда необходимо возбудить. Первыми ласточками могут стать производители электростали из США и России, на которых китайские власти уже начали «рыть компромат». По их данным, начиная с конца предыдущего года, российские и американские металлурги демпингуют на местном рынке. Думаю, что это только первые ласточки – вскоре мы услышим и о других, думаю, более громких и гораздо более опасных для зарубежных экспортеров расследованиях. Электросталь – погоды большой не делает, это пока только предупреждение иностранным экспортерам. И если объемы импортных поставок не изменятся, китайское правительство будет реагировать жестко.
Плюс, есть еще один повод для пессимизма. Европейцы ведут себя просто нагло по отношению к Китаю. Мы все помним о десятках расследований против китайской стали, инициированными организацией Еврофер (которую за пределами Европы все нежно любят). Теперь же ситуация иная – страны члены ВТО, особенно ЕС и США обвиняют Китай в том, что он установил пошлины на экспорт сырья и подката (расследование было возбуждено почти год назад, и недели через две мы услышим о результатах, именно поэтому все и нервничают сегодня), ограничивая таким образом, импортные возможности американских и европейских промышленников (речь идет не только о металлургии, но и, к примеру, полупроводниках). Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что и без того плохие торговые отношения ЕС и США с Китаем эти шаги не улучшат. Любой подобный шаг – все равно, что бросить горящую спичку в лужу бензина.
Я не хочу никого отговаривать от веры в светлое будущее, ни в коем случае. Я бы сам очень обрадовался, если бы в промышленности начался, пусть небольшой, но все-таки рост. Я был бы очень рад восстановлению экономики, но… когда правительство одной страны достает из кубышки припрятанные на черный день деньги и начинает их вкладывать в дорожное строительство, строительство больниц и развитие инфраструктуры, а трейдеры и спекулянты (зачастую в одном лице) пытаются сделать на этом хоть какую-то прибыль (затаривая склады, играя на колебаниях цен), это не называется восстановлением экономики и промышленности. И не надо бить в ладоши и радоваться, увеличивая производство нержавейки (это я на японцев намекаю), если в провинции Гуандун увеличилось потребление стали на 1,23% по сравнению с предыдущим месяцем. Это пока еще ничего не значит, и ни о каком восстановлении не свидетельствует…