Так, в начале апреля Федеральная налоговая служба предложила отказаться от недавно введенного порядка ускоренного возмещения данного налога, рекомендуя вернуться к практике 3-месячного срока вынесения решения о возмещении НДС. Одновременно замминистра экономического развития С.Воскресенский честно признался, что данный налог в 2009 году снижать не будут.
А между тем, этот самый НДС, подобно дамоклову мечу, уже навис над предприятиями, в которых накапливается «критическая масса», готовая взорваться второй волны безработицы. Ведь основная часть российских металлургических мощностей является градообразующими. Причем критический уровень социальной напряженности наглядно демонстрируют события в Светлогорье /Приморский край/, Златоусте /Челябинской обл/, Пикалево /Ленинградская обл/ и других российских горнодобывающих и металлургических районах. В то же время, даже стратегические предприятия, включенные в государственные и региональные перечни претендентов на финансовую помощь, ее пока не получили.
В данной ситуации настораживает то, что к концу апреля Минфин подготовил «Основные направления налоговой политики на
Кругами на воде остаются пока и апрельские предложенияМинфинаоб увеличении налоговых доходов региональных бюджетов за счет перераспределения части НДПИ.
Без ответа остались и апрельские предложения Роснедр отменить в отношении государственных бюджетных средств взимание НДС по геологическим работам и услугам, оказываемым государству, а также разрешить компаниям-недропользователям ускоренную амортизацию затрат на геологоразведочные работы /ГРР/, полную компенсацию НИОКР, связанных с геологическим изучением, разведкой и разработкой месторождений.
Напомним и о ключевых проблемах металлургов, поднятых чуть раньше: в феврале-марте Госдума и первый замруководителя фракции «Единая Россия» В.Пехтин предлагали Правительству для борьбы с кризисом отменить НДС при реализации налогоплательщиками драгоценных металлов /например, слитков золота/ физическим лицам, приобретающим их в инвестиционных целях. Тогда же президент Российской финансовой корпорации А.Нечаев заявил: «Безусловно, желтый металл был бы более привлекательным объектом для инвестиций, если бы наше государство отменило абсолютную нелепость — взимание НДС при продаже золота». Последующее обсуждение данной тематики в госструктурах так и не привело к положительным изменениям в налоговой системе страны. Между тем, в мировой практике продажа золота в слитках не облагается НДС.
Справедливости ради отметим, что с 1 января
Еще раньше, в декабре
Между тем, в Казахстане в апреле парламент приступил к рассмотрению законопроекта, разрешающего продажу слитков золота. А министерство экономики и бюджетного планирования начало оценку возможности отмены НДС на золото. При этом металлургические компании Казахстана на себе реально почувствовали, что правительство республики уже сделало многое от него зависящее, чтобы снизить ставки НДПИ и обеспечить возврат НДС на экспортируемую продукцию.
На Украине министерство экономики 3 апреля
А страны ЕС недавно приняли меры по сокращению НДС, учитывая критическое положение европейских производителей стали, и рассматривают новые предложения ассоциации производителей Eurofer по налоговой поддержке стальной отрасли Европы.
Если посмотреть на восточных соседей, то в Китае с 1 апреля
Вот и получается, что пока наши соседи принимают реальные меры по выходу металлургии из кризиса, в том числе путем регулирования налоговой политики, руководство России продолжает раздавать одни только громкие обещания. Вот и помощник президента РФ А.Дворкович предлагал отменить НДС вообще и заменить его налогом с продаж со ставкой 10 проц, а в конце апреля
НАЛОГОВЫЙ ТЕРРОР
Российский кабинет министров во главе с премьером Владимиром Путиным буквально сбился с ног, стараясь помочь выжить отечественному бизнесу. Между тем, существует надежный и проверенный во многих странах мира антикризисный рецепт, который наше Правительство упорно продолжает не замечать.
Через полгода после начала активной фазы глобального финансового кризиса российская металлургия оказалась на краю пропасти: упали продажи, сокращены производственные мощности, уволены рабочие, «заморожены» дивиденды акционеров и бонусы директоров. Аналитики убеждены, что все эти симптомы говорят только о первой волне экономической депрессии, на смену которой может прийти вторая — она приведет к полной остановке ряда предприятий, банкротству их владельцев и переделу рынков.
Обвал металлургии страны начнется с Дальнего Востока, поскольку именно там наиболее ощутимы инфраструктурные проблемы. Даже в период бурного «нефтяного» роста экономики России крупные промышленные проекты на территории Дальневосточного федерального округа /ДФО/ были нереализуемы без поддержки государства. Что говорить о кризисных временах.
Уже сейчас мы видим, как «сыпется» восточный фланг металлургической индустрии. Еще недавно «Русал» подыскивал здесь площадку для строительства нового завода по производству алюминия — теперь же компания свернула стройку в Красноярском крае, поставив под вопрос будущее Богучанской ГЭС. В прошлом году Республика Саха с помпой презентовала свой комплексный южно-якутский проект — а теперь его крупный инвестор, АЛРОСА, думает, кому бы из иностранцев продать местные железорудные активы. Компания «Мечел», взявшаяся было осваивать Эльгинское угольное месторождение, вынуждена заморозить прокладку ведущей к нему железной дороги, поскольку ей нечем заплатить подрядчикам. Набравший кредитов на амбициозную программу модернизации «Амурметалл» заставил своих заемщиков вспомнить забытое слово «дефолт». А это, к слову, единственное действующее предприятие черной металлургии на Дальнем Востоке.
Производителям цветных металлов еще «веселее» — достаточно вспомнить парализованный «Русский вольфрам» в Приморье. На прошлой неделе работникам Лермонтовского горно-обогатительного комбината, наконец-то, начали выплачивать многомесячные долги по зарплате. Резкое падение цен на цветмет вызвало большие сомнения в том, что в ближайшее время начнется разработка забайкальской медной «кладовой» — Удоканского месторождения.
К сожалению, горно-металлургическая промышленность Дальнего Востока загнана в жесточайшую «вилку»: с одной стороны, низкие цены на ее продукцию делают производство нерентабельным, а с другой стороны, налоговый пресс не позволяет снизить издержки. Увы, гибкая фискальная политика российскому бизнесу по-прежнему только снится — на деле она инертна и неповоротлива. Не первый год в кулуарах Кремля обсуждается снижение НДС с 18 до 13 проц или даже его замена на налог с продаж со ставкой 10 проц, но ситуация по сей день не сдвигается с мертвой точки. Минфин слишком боится выпадающих бюджетных доходов, и Правительство не пошло даже на отмену НДС при продаже драгметаллов, хотя этот шаг позволил бы золотодобыче, как локомотиву, потянуть за собой многие металлургические отрасли.
Несмотря на экономический кризис, власть не интересует, сколько предприятие заработало денег — ее волнует лишь сумма, которую оно должно отдать в казну. Между тем, в соседнем Китае уже введены и действуют налоговые льготы. В частности, с 1 апреля
У нас же чиновники стимулировали экспорт не фискальным регулированием, а девальвацией национальной валюты. Федеральный центр, похоже, больше озабочен поддержкой импорта сельхозпродукции — в частности, Минфин подготовил проект постановления, в соответствии с которым от уплаты НДС освобождается ввоз в Россию спермы племенных козлов и баранов. Развитие генофонда отечественного поголовья — дело, конечно, благое, но какой от него прок градообразующим предприятиям, на которых зиждется экономика целых регионов? Наивно полагать, что высококвалифицированные сталевары или геологи, потеряв работу, станут разводить рогатый скот.
Правительство активно ищет средства борьбы с кризисом: составляет всевозможные списки стратегических компаний, поощряет кредитование и уменьшает количество ведомственных проверок. Хотя иногда для того, чтобы помочь, достаточно просто не мешать. Возможно, вторая волна экономических катаклизмов, характеризующаяся системными сбоями, заставит наших министров взяться за рычаг управления налоговым давлением. Ведь его избыток в кризисных условиях равносилен террору против собственной промышленности.
НАЛОГОВЫЙ КАПКАН
Президент Дмитрий Медведев 5 мая вновь напомнил, что неплохо было бы снизить НДС. А пока кризис медленно, но верно добивает дальневосточную экономику. Чтобы трудоустроить уволенных работников, власти намерены разрешить добывать золото физическим лицам. Неужели Россия вернется во времена «золотой лихорадки»?
Если экономический кризис в 2009-2010 гг усугубится, то дальневосточную металлургию ждет крах. Амурская область пока не ощущает его ледяного дыхания в полной мере, потому что основой ее горно-металлургической промышленности традиционно является золотодобыча. Стабильно высокий уровень цен на золото, которые даже сейчас не падают ниже 850 долл за тройскую унцию, действует на экономику региона подобно анестезии. Но как долго продлится ее успокаивающий эффект?
В конце
Крупнейшее амурское предприятие по добыче россыпного золота, «Прииск Дамбуки», в
Основная причина тяжелой финансовой ситуации и на «Березитовом руднике», и на Дамбуках одна и та же — невозможность расплатиться по кредитам, которые в кризисных условиях оказались непомерно «дорогими». К тому же, издержки подобных предприятий выросли из-за проведенной Центробанком девальвации рубля. Но это лишь одна сторона медали. Вторая ее сторона — высокие и нерегулируемые налоговые сборы. Мало того, что золотодобытчики платят налог на добычу полезных ископаемых /НДПИ/, так еще продажа металла в нашей стране облагается вездесущим НДС.
Еще в марте текущего года фракция «Единой России» в Госдуме предлагала в целях противодействия кризису отменить взимание налога на добавленную стоимость при продаже налогоплательщиками драгоценных металлов физическим лицам, приобретающим их в инвестиционных целях. Президент Российской финансовой корпорации А.Нечаев прокомментировал инициативу депутатов так: «Безусловно, желтый металл был бы более привлекательным объектом для инвестиций, если бы наше государство отменило абсолютную нелепость — взимание НДС при продаже золота». Но Правительство так и не решилось реально помочь золотопромышленникам.
Действительно, нигде в мире реализация золотых слитков не облагается этим налогом. Более того, власти многих стран, ощутив, что кризис угрожает их промышленности, гибко снизили НДС и для других видов металлургической продукции. Подобные меры поддержки бизнеса уже приняли политики Европейского Союза и нашего ближайшего соседа — Китая. Однако в России горнодобывающие компании по-прежнему загнаны в кризисный капкан: с одной стороны, их прибыли резко упали из-за плохой конъюнктуры рынка, а с другой — восстановиться им не дает жесткая фискальная система нашего государства. Антикризисное налоговое регулирование, похоже, вообще не рассматривается Кремлем как инструмент помощи экономике.
Зато Президент Дмитрий Медведев подумывает легализовать добычу драгметалла гражданами. В марте этого года он поручил министрам проанализировать возможность разрешения физическим лицам золотодобычи. «Это вопрос занятости, я предлагаю правительству посмотреть и вернуться к этому. Если здесь что-то можно было бы сделать, давайте попробуем это сделать», — заявил глава государства.
Непонятно, зачем отступать в своем развитии на целые столетия назад, если можно сохранить одну из ключевых отраслей промышленности России рациональными и своевременными мерами по снижению налогового бремени?
Юрий Кириллов, Илья Максимов, Илья Ронин,SOGRA.