/Rusmet.ru, Михаил Попов/ В начале мая группа «Метинвест» завершила сделку по приобретению американской угольной компании United Coal Company.
Первые вопросы
Первоначальная информация о возможной покупке «Метинвестом» компании UСС стала достянием гласности еще в ноябре 2008 года и вызвала довольно неоднозначную оценку аналитиков. Для начала, большой вопрос вызвала цена американской угольной компании в $2,5 млрд. В тот момент мировой экономический кризис был, что называется, «на взлете», и было очевидно, что стоимость активов должна в ближайшее время упасть.
Сравнение с аналогичными сделками, заключенными ранее, также было не в пользу «Метинвеста». Как известно, в августе 2008 года горнодобывающий дивизион группы «Северсталь» – компания «Северсталь-ресурс» – заявила о намерении купить американскую угольную компанию PBS Coals Corporation «всего» за $1,26 млрд. Примечательно, что и эта сделка была оценена экспертами, как дорогая. Здесь для сравнения были взяты две крупные сделки, прошедшие летом 2008 года на североамериканском рынке с угольными активами. Речь шла о канадской Fording Canadian Coal Trust и американской Alpha Natural Resources. Эти предприятия ушли соответственно по цене $3,1 и $4,1 за т запасов угля. А в начале 2008 года сама «Северсталь» продала Arcelor Mittal свои угольные предприятия в Кузбассе по $6,3 за т. Покупка же «Северсталью» PBS Coals Corporation тянула на $9,7 за т запасов. Однако сделка «Метинвеста» «переплевывала» и «Северсталь». По имевшейся тогда информации, украинская компания якобы собиралась заплатить… $15,1 за т запасов американского угля. Это был беспрецедентный случай.
Кроме того, много вопросов вызывала логистика. На первый взгляд, везти уголь из США в Восточную Европу – довольно дорогое удовольствие. Оно выглядит еще более дорогим, если вспомнить, что даже сейчас Украина не имеет ни одного морского порта, способного принять рудовозы дедвейтом 120 тыс. т и более. Все сырье, импортируемое украинскими металлургами морем, фактически идет через румынский порт Констанца, способный принять суда водоизмещением 160 тыс. т, либо аналогичные болгарские порты с последующей перегрузкой на более мелкие суда для доставки в Украину. Дело довольно хлопотное и дорогое.
А куда деваться?
Впрочем, если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то еще до начала мирового экономического кризиса вопрос с обеспечением украинских метпредприятий коксующимся углем стоял очень остро. Как раз в ноябре 2008 года министр промышленной политики Украины Владимир Новицкий заявил, что «украинские предприятия ГМК страдают от нехватки коксующегося угля, дефицит которого достигает 11 млн. т». «Данная проблема не может быть решена за счет внутренних ресурсов, – добавил министр. – Частично покрывать дефицит коксующегося угля Украина планирует за счет поставок из России и Австралии». Российский вариант для Украины был бы, наверное, самым лучшим. Однако здесь для украинского потребителя все с самого начала складывалось не очень здорово.
В принципе, общий объем экспорта угольного концентрата из России в прошлом году составил 12 млн. т, из которых более 60% были импортированы украинскими предприятиями. Однако уже в августе 2008 года ситуация здесь начала ухудшаться. Правительство России настоятельно «порекомендовало» своим угольным экспортерам снизить объемы экспорта коксующихся углей. Поводом для такого шага послужил стремительный рост экспортных поставок российских коксующихся углей и как следствие – довольно сильное подорожание этих самых углей для внутрироссийского потребителя.
В рекомендациях, озвученных российским премьером Владимиром Путиным, никаких намеков на конкретные зарубежные рынки сбыта не было. Но изначально было понятно, за счет кого именно будет сокращен импорт. «Мы покупаем большую часть угля в России, и, к сожалению, в последние два месяца Россия существенно сократила поставки: к нам поступает в лучшем случае 40-50% объемов углей, которые мы заказали», – заявил в конце августа 2008 года директор дивизиона угля и кокса «Метинвест-холдинга» Владимир Гусак.
Последовавшее вскоре за этим заявлением резкое падение цен на мировых рынках металлопродукции и сокращение объемов производства нивелировало проблемы со снабжением украинских метпредприятий коксующимся углем. Однако, если предприятие собиралось пережить кризис и работать дальше, проблему острого дефицита данного сырья следовало бы решать немедленно. В этой связи компания UCC теоретически была неплохим решением проблемы для отдельно взятого «Метинвеста». Группа постоянно находилась в поиске угольных активов для покупки, так как обеспечивала свои потребности коксующимся углем лишь на 50%.
Лакомый кусочек Америки
Согласно данным Cliffs Natural Resources, компания United Coal Company владеет несколькими шахтами в Центральном Аппалачском угольном бассейне на территории штатов Кентукки, Вирджиния и Западная Вирджиния. Подтвержденные запасы угля согласно методологии U.S. Securities Exchange Commission standards по состоянию на 31 декабря 2007 года составляли 160 млн. т. Причем, 82% от этого объема было представлено именно металлургическим углем, к каковому относятся коксующийся уголь и уголь, пригодный для пылеугольного вдувания в доменные печи. Компания занимает 6-е место в США среди открытых акционерных компаний – производителей коксующегося угля, на ее долю приходится 6% от общего количества угля, добываемого в США. Совокупные производственные мощности ее четырех дочерних подразделений составляют 7 млн. т в год. Впрочем, в минувшем 2008 году входящие в состав UCC компании Carter Roag Coal Company, Sapphire Coal Company, Pocahontas Coal Company и Wellmore Coal Company выдали на гора лишь 5,1 млн. т угля (всех видов).
Учитывая, что общая ситуация с коксующимся углем в мире в последнее время довольно сильно напоминает внутриукраинскую, выставление UCC на продажу в июле 2008 года вызвало просто бешенный интерес. Свои ценовые предложения на конкурс отправили сразу 12 компаний. Это и подняло продажную цену UCC со стартовых $1,5 млрд. до $2,5 млрд. Как уже было сказано, победителем тогда оказался «Метинвест».
Что же касается логистики, то американский коксующийся уголь на украинских коксохимах давно уже не экзотика по одной довольно простой причине. В отличие от Украины, в США практически весь уголь добывается открытым способом. Это в 2-3 раза снижает его себестоимость и делает его поставки в Украину экономически оправданными. Тем более, что украинский уголь – один из наиболее дорогих в мире.
Протоптанной тропой
«Сейчас цены на коксующийся уголь на украинском рынке выше мировых, т.е. сырье из Австралии и США стоит дешевле, чем на нашем рынке, – сообщал все в том же августе 2008 года генеральный директор компании «ДИС» Василий Гураль. – Собственно мы уже там его и купили…».
Это был далеко не единичный случай. В условиях нарастания дефицита коксующихся углей в Украине и нарастающих проблем с их покупкой в России крупные украинские металлургические холдинги регулярно закупали уголь за океаном. К примеру, в США или Канаде большие партии коксующегося угля приобретала корпорация «ИСД», а Arcelor Mittal для своих предприятий в Украине и Восточной Европе завозила угли из Австралии. Как уже говорилось, самой главной проблемой здесь была невозможность использовать крупнотоннажные суда в украинских портах. А схема с перегрузкой в Румынии и Болгарии заметно удорожала поставки. Однако здесь у «Метинвеста» есть персональный козырь.
Афиллированная с «Метинвест-холдингом» стивидорная компания «Авлита» реализует в Севастополе проект строительства глубоководного порта, спобного принимать крупнотоннажные суда дедвейтом до 140 тыс.т. Одновременно с этим «Авлита» намерена построить и универсальный перегрузочный комплекс сыпучих грузов. После реализации проекта связка United Coal Company – «Авлита» делает импорт коксующихся углей из США морем по сумме всех факторов значительно более дешевым, так как здесь действует простой принцип: крупнее поставка – дешевле уголь. Однако вернемся к цене.
Выбрать момент и… поторговаться
Хотя окончательная сумма сделки «Метинвеста» по покупке UCC не разглашается, генеральный директор управляющей компании группы – «Метинвест-холдинга» Игорь Сырый в конце апреля нынешнего года сообщил, что итоговая стоимость актива оказалась намного меньше тех $2,5 млрд., о которых ранее шла речь. Действительно, нынешние оценки экспертов куда скромнее. Так, согласно оценкам аналитика инвесткомпании «Ренессанс Капитал» Бориса Красноженова, цена UCC могла составить около $0,9-1 млрд.
«Ранее российский «Мечел» подписал соглашение о приобретении американской угольной компании Bluestone Coal за $1 млрд., а «Северсталь» удалось сбить предварительно заявленную цену на угольную компанию PBS Coal до $900 млн., – сообщил аналитик инвесткомпании Gragon Capital Сергей Гайда. – Оба актива по объему запасов и добычи сопоставимы с компанией, приобретенной группой «Метинвест» и если применить соотношение стоимости компании к запасам угля в сделке «Мечела» с Bluestone, то при сделке «Метинвеста» и UCC цена актива должна была составить около $1,1 млрд. Однако, с учетом контроля над активом, который получил «Метинвест», его стоимость вполне могла достигнуть $1,4 млрд.». Тем не менее, по видимому, «Метинвест» добился максимальных уступок.
«Метинвест» выбрал благоприятное время для покупки UCC, – считает директор компании CoalImpex Василий Кононов. – Уже через три-четыре месяца стоимость угля в мире начнет расти, а к концу года он подорожает на 12-14%». В связи с этим спрос на угольные активы в США снова возрастет, а с ним и стоимость самих активов. «Угольные активы уже скоро начнут дорожать, так что цена той же UCC к ноябрю 2009 года может составить $1,5-1,7 млрд.», – считает аналитик инвесткомпании «Сократ» Дмитрий Хорошун.
«Главное, чтобы костюмчик сидел»
Примечательно, что у американского угля «Метинвеста» есть еще один весомый плюс. «UCC позволит нам обеспечивать свои предприятия коксом более высокого качества, – сообщил Игорь Сырый. – В американском угле содержание серы ниже, чем в украинском. Для нас это особенно актуально, поскольку компания отказалась от использования природного газа в производстве чугуна из-за роста цен на него. Тем не менее, приобретение UCC придаст мощный импульс развитию украинских угледобывающих активов «Метинвеста», поскольку угли объединения «Краснодонуголь» и United Coal Company прекрасно дополняют друг друга в шихте для производства кокса. Кроме того, UCC нас привлекла своей потенциальной возможностью наращивать объемы добычи. В ближайшие годы эта компания сможет добывать 3,5 млн. т. коксующегося угля в год, что позволит полностью покрыть потребности в сырье группы «Метинвест», составляющие около 7-8 млн. т.».
И, наконец, покупка «Метинвестом» всего пакета акций UCC дает группе возможность «Метинвест» полностью завершить собственную вертикальную интеграцию и довести самообеспечение всеми видами сырья до 100% (причем, здесь речь идет не только о коксующемся угле и железной руде, но и о жидкой стали и полуфабрикатах). А это, как известно, дает дополнительные конкурентные преимущества на уже имеющихся и потенциальных рынках сбыта.
В самом «Метинвесте» подтвердили, что экспертиза контракта Антимонопольным комитетом Украины уже завершена, а одобрение в антимонопольных органах Евросоюза и США получено.