Skip to content

Квоты на здравый смысл

/Rusmet.ru, Михаил Попов / В середине апреля правительство Украины неожиданно повысило фиксированную цену на коксующийся уголь почти втрое. А чтобы украинские металлурги не предпочитали более дешевый импортный уголь, Кабмин намерен в самое ближайшее время ввести квоты на импорт коксующегося угля в Украину.


 


Не оценили?


 


По мнению экспертов, такие меры могут и горнякам не помочь, и металлургию «утопить». В частности, первый заместитель главы Секретариата Президента Украины Александр Шлапак уже заявил, что украинское правительство, поддержав угольную промышленность, сильно обидело металлургов. «Как известно, Кабмин утвердил фиксированную цену на коксующийся уголь в 849,2 грн. ($106,15 по текущему рыночному курсу – прим.автора) за т. Ранее такая цена составляла 383 грн. ($47,88) за т., – заявил он. – При этом, импортный уголь на сегодняшний день стоит немного дешевле и составляет 775 грн. ($96,88) за т. Это означает, что металлургические предприятия могут отдать предпочтение импортному коксующемуся углю. Кроме того, правительство неоднократно подчеркивало, в том числе в подписанных меморандумах с представителями металлургической отрасли, что не допустит повышения ценовых параметров по тем услугам, которые предоставляются государственными монополиями. А повышение более чем вдвое стоимости коксующегося угля, безусловно, приведет к дополнительным убыткам металлургической отрасли, которая и так сегодня не жирует. По моему мнению, это очередной пример того, как правительство пытается реагировать на критическую ситуацию в одной отрасли, подтапливая другую отрасль».


Примечательно, что в самом Кабмине значительное повышение цен на украинский коксующийся уголь объяснили… как раз странной позицией украинских металлургов. По словам премьера Юлии Тимошенко, в четвертом квартале 2008 года правительство снизило цены на отечественный кокс в 3,3 раза. Это было сделано в ущерб госбюджету и исключительно для поддержки украинской металлургической отрасли. Однако металлурги такой любезности со стороны Кабмина «не оценили» и ею не воспользовались. «Они (украинские металлурги – прим.автора) продолжают покупать импортный кокс по цене более $100 за т, а украинский уголь продолжает оставаться ниже мировых цен, – пояснила свои действия Юлия Тимошенко. – Необходимо сбалансировать данную ситуацию и принять для этого все соответствующие решения».


Какими именно будут эти решения, в конце апреля сообщил министр угольной промышленности Украины Виктор Полтавец. «Министерство экономики Украины разработало проект постановления Кабмина о введении квотирования на импорт коксующегося угля, – заявил он. – Проект документа уже готов и в самое ближайшее время будет передан на утверждение в правительство. Причиной такого шага является то, что согласно данным Госвнешинформа, только с начала нынешнего года в Украину было импортировано 1,235 млн. т коксующегося угля. При этом, цена импортных углей на 40-60% превышает цену угольной продукции, предлагаемой государственными угледобывающими предприятиями страны».


В принципе, ситуация в интерпретации государственных чиновников выглядит более чем странно. Получается, что в разгар экономического кризиса, когда каждый доллар на особом счету, металлурги (собственно – коксохимики, но почти все украинские коксохимзаводы входят в состав тех или иных металлургических холдингов) почему-то покупают дорогой импортный уголь, пренебрегая более дешевым украинским углем. Причем, такими действиями они, очевидно, ухудшают свою и без того не самую лучшую в мире экономику. Но почему?


 


Кому кризис, а кому и косовица


 


Если взглянуть на результаты работы украинских угольных предприятий в первом квартале нынешнего года, то получается следующая картинка.


По данным самого Минуглепрома Украины, угледобывающие предприятия страны в январе-марте 2009 года в сравнении с тем же периодом прошлого года сократили добычу рядового угля на 11,4% (или на 2,28 млн. т) до 17,72 млн. т. Причем, добыча коксующегося угля сократилась за тот же период вообще на 16,5% (или 1,17 млн. т) до 5,89 млн. т. Однако это общеотраслевая динамика. Если же взять только угледобывающие предприятия, находящие в управлении Минуглепрома Украины, то картина получится кардинально иная. Государственные угольные предприятия в первом квартале текущего года… перевыполнили установленное министерством плановое задание по добыче угля на 5,5%. Причем, что касается объемов добычи конкретно коксующегося угля, то оно было превышено аж на 8,2%. Правда, в товарном выражении это составило всего 184,1 тыс.т. Но, тем не менее.


В сумме выходит интересная ситуация. В то время, как частные угольные предприятия Украины (также почти все входящие в металлургические холдинги) резко сократили объемы добычи коксующихся углей, государственные – напротив, заметно нарастили эти объемы. Зачем это? Кому в условиях продолжающегося экономического кризиса и падения объемов производства в украинской металлургии собирались этот уголь продавать? Если же посмотреть динамику ввоза в Украину импортного коксующегося угля, то претензии правительства вообще выглядят довольно странно.


По данным производственного объединения «Металлургпром», Украина в первые три месяца нынешнего года сократила импортные поставки коксующихся углей по сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 51% до 1,58 млн. т. Одновременно с этим поступление украинских углей на отечественные коксохимические предприятия за первый квартал текущего года снизилось на 11,5% – до 4,51 млн. т. Что же касается импортного кокса, то он в Украину в течение января-марта 2009 года вообще не завозился. Что же получается?


 


Заставим металлургов поделиться. Убытками


 


Если сопоставить падение объемов производства украинской металлургии в первом квартале нынешнего года и падение объемов потребления украинскими же коксохимами коксующихся углей, то можно увидеть, что в среднем эти показатели соответствуют друг другу. И тот и другой находится на уровне 35-40%. Однако, если импорт коксующихся углей сократился за это время более чем наполовину, то потребление углей отечественной добычи – менее чем на 12%. В свете данного соотношения претензии правительства по поводу отказа покупать отечественный уголь выглядят, мягко говоря, странными. А тезис премьера о том, что металлурги «продолжают покупать импортный кокс» в условиях, когда в первом квартале импорта кокса в Украину не производилось вообще, выглядят откровенной насмешкой…


Что стоит за действиями правительства, без обиняков пояснили на государственном предприятии «Уголь Украины». По словам представителей компании, идея состоит в том, чтобы принудить отечественных металлургов закупать коксующиеся угли украинской добычи по более высоким ценам по сравнении с импортируемыми, поддерживая таким образом отечественного производителя. Т.е. в сущности, был подтвержден тезис Александра Шлапака о том, что правительство намерено поддержать украинскую угледобычу из кармана украинских металлургов.


В принципе, первоначальная логика авторов идеи проста. При нормальной работе украинской металлургии и коксохимии в Украине существует естественный дефицит коксующихся углей. К примеру, по самым оптимистическим докризисным прогнозам в прошлом 2008 году объемы добычи коксующегося угля в Украине должны были составить, примерно, 23,5-24 млн. т., в то время, как потребность в коксующихся углях украинских предприятий оценивалась в 32-33 млн. т. Разницу между потребностями и возможностями обычно восполнял российский импорт.


Классикой в этом смысле является заявление губернатора Донецкой области Владимира Логвиненко 20 августа 2008 года. «Добываемых в Украине объемов коксующегося угля не достаточно для того, чтобы производить необходимое металлургической отрасли количество кокса, – заявил он. – Как следствие этого, только в Донецкую область в первом полугодии 2008 года завезено из-за рубежа около 4 млн. т угля. Практически весь этот уголь – коксующийся. Если такая динамика сохранится, то по итогам нынешнего года только в наш регион будет импортировано примерно 8 млн. т угля…».


 


Учите буквы


 


Однако, в условиях кризиса, когда потребности украинских метпредприятий в коксе (и соответственно коксохимиков – в коксующемся угле) заметно снизились, в Кабмине, по-видимому, решили убить одним выстрелом двух зайцев. С одной стороны, максимально загрузить отечественные угольные предприятия заказами, с другой – максимально вытеснить из Украины российский импорт коксующихся углей. На первый взгляд, здесь все логично. Однако существует один нюанс, который напрочь перечеркивает подобные рассуждения.


Украинская металлургия физически не может отказаться от импорта российских коксующихся углей даже в кризисных условиях, так как в противном случае очень сильно пострадает качество украинского кокса и, как следствие, украинского чугуна. Специалистам известно, что для получения качественного металлургического кокса необходимо, чтобы в состав угольной шихты (попросту говоря сырья) входило 53% так называемых «спекающихся» углей марок «Ж» или «К». Однако такого кокса в Украине давно уже не делают…


В последние несколько лет добыча коксующихся углей марок «Ж» и «К» в Украине непрерывно падает по объективным причинам – серьезным авариям на шахтах, добывающих такой уголь (к примеру – шахта им.Засядько) и естественному исчерпанию запасов такого угля в Украине. В итоге доля этих марок угля в общем объеме добытого в Украине коксующегося угля упала в последние два года ниже 28%. Попытки замены этих марок угля в шихте другими (в частности марками «ДГ» и «Г») приводили к резкому снижению качества кокса и, как следствие, его перерасходу при выплавке чугуна. Коксохимики нашли единственный выход из сложившейся ситуации – ввоз в Украину недостающего количества коксующегося угля марок «Ж» и «К» преимущественно из России. Таким образом и возник ежегодный импорт российских коксующихся углей в объеме 7-9 млн. т.


Что будет, если этот технологический импорт попадет под квоту и не сможет быть ввезен в Украину? Качество украинского кокса станет таким, что отечественные метпредприятия будут вынуждены возобновить импорт кокса. Станет ли от этого лучше украинским горнякам? Вряд ли. Ухудшит ли такой поворот событий ситуацию в углепроме, коксохимии и металлургии Украины? Безусловно. «Украина не может полностью отказаться от импорта коксующихся углей из-за высокого содержания серы в отечественных коксующихся углях, а также недостаточных объемов их добычи», – заявил на днях заместитель министра промышленной политики Украины Владимир Севернюк.


 


Ще не вмэрла металлургия? Поможем…


 


Так или иначе, но этот очевидный факт в последний момент по-видимому был воспринят авторами идеи введения квот на импорт коксующихся углей в Украину. В частности, директор департамента развития секторов экономики Минэкономики Украины Олег Пендзин на балансовом совещании представителей предприятий горно-металлургического комплекса в Днепропетровске 15 апреля заявил, что квоты на импорт коксующихся углей, скорее всего, составят 5 млн. т на 2009 год.


«В 2008 году Украина импортировала около 10 млн. т коксующихся углей, но на текущий год с учетом снижения объемов производства металлопродукции потребуется около 5 млн. т., – заявил чиновник. – Этого достаточно, чтобы производить в Украине кокс хорошего качества с приготовлением шихты из различных марок коксующихся углей, в которых присутствует 25-28% импортного коксующегося угля с низким содержанием серы».


Это существенное смягчение первоначальной позиции правительства. Однако в Кабмине стоило бы понять, что заставлять украинских металлургов покупать отечественный уголь, цены на который специально подняли выше стоимости импортного угля, это очень плохая антикризисная политика. Учитывая, что металлургия в Украине дает львиную долю экспорта и валютных поступлений и фактически является локомотивом всей экономики, стоило бы максимально разгрузить этот самый локомотив, чтобы он, разогнавшись, потащил за собой из кризиса всю украинскую экономику. Это гораздо лучше, чем запрыгнуть всем на этот самый локомотив и утонуть вместе с ним в болоте…

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...