Надежды металлургических компаний на весеннее оживление рынка не
оправдались. Вместо этого сталелитейную отрасль захлестывает новая
волна кризиса.
В начале апреля ряд компаний в США, Евросоюзе и Восточной Азии заявили о дальнейшем сокращении производства.
Так, японская корпорация Nippon Steel приостанавливает выплавку стали сразу на пяти заводах, а американская AK Steel объявила о временном закрытии своего завода Rockport, выпускающего автолист для корпорации Ford. По данным American Iron and Steel Institute, степень загрузки производственных мощностей в американской металлургической отрасли сократился в первую неделю апреля до 40,4%, тогда как еще в начале текущего года он составлял более 50%.
О дальнейшем уменьшении объемов производства в Европе сообщила и корпорация Arcelor Mittal. Ранее она уже приостанавливала выплавку стали на своих заводах в Румынии и Польше, теперь пришел через Западной Европы. В течение ближайших нескольких недель будут остановлены доменные печи на двух предприятиях компании в Бельгии и одном во Франции, рабочие этих заводов отправляются в полугодичный отпуск с частичным сохранением содержания (82% от базовой заработной платы). Кроме того, к июню Arcelor Mittal полностью прекратит производство стали и проката на одном из своих заводов в Канаде. По словам представителей компании, в Европе и Северной Америке сильнее всего пострадал рынок листовой стали, используемой в автомобилестроении, машиностроении и при изготовлении бытовой техники.
Многие компании отказываются от запланированных проектов. Так, бразильская CSN официально заявила, что больше не претендует на болгарский завод “Кремиковци”, который теперь, после исчезновения последнего потенциального инвестора, находится на грани закрытия. Кроме того, CSN отложила на неопределенный срок запуск уже построенного в Рио-де-Жанейро завода производительностью 600 тыс. тонн длинномерного проката в год.
Индийская компания Essar Steel была вынуждена отложить реализацию проекта строительства железорудного комбината Minnesota Steel в США. Для ввода в строй первой очереди — завода по производству окатышей на 4 млн. тонн в год — компании требуется 1,1 млрд. долларов, но индийцам пока не удалось получить финансирование. Тем не менее, Essar Steel надеется получить нужную сумму (900 млн. долларов) в европейских или канадских банках и таки ввести предприятие в строй в 2011 году.
Германская Thyssen Krupp также не отказывается от строительства комбината в американском штате Алабама, но будет искать партнера для реализации проекта стоимостью более 4,6 млрд. долларов. В одном “комплекте” с этим предприятием, которое должно будет выпускать углеродистую и нержавеющую сталь, планируется сооружение комбината в Бразилии, который будет снабжать американский завод слябами.
Впрочем, не везде так плохо. В Индонезии состоялась церемония закладки краеугольного камня в строительство завода мощностью 315 тыс. тонн в год на острове Калимантан. Контрольный пакет акций предприятия принадлежит крупнейшей местной металлургической компании Krakatau Steel, но проект будет реализовываться под патронажем местной администрации, владеющей 8% акций.
Развивать свою металлургическую промышленность намерена и Нигерия. Две китайские компании начали строительство в этой африканской стране интегрированного метзавода производительностью 300 тыс. тонн в год, причем, обязались ввести его в строй уже в 2010 году. Продукцию предприятия планируется использовать для потребления внутри страны и экспорта.
Пустой квартал
Мировой рынок стали начинает второй квартал на минорной ноте. Цены на стальную продукцию снижаются, спрос не растет, производители испытывают хронические проблемы из-за избыточных складских запасов, а потребители — из-за недостатка финансовых ресурсов. Учитывая это, эксперты предсказывают улучшение на рынке не ранее начала второго полугодия, поэтому ближайшие три месяца, можно сказать, сбрасываются со счета. Основное пожелание металлургов на данный период — лишь бы цены перестали падать.
Повышение цен на ближневосточном рынке длинномерного проката, стартовавшее к концу марта, практически завершилось. Потребители пополнили запасы, обеспечив себя стальной продукцией либо полуфабрикатами на ближайшее время и приостановили закупки. Тем не менее, три недели подъема позволили поставщикам весьма существенно подтянуть котировки. Стоимость заготовок из СНГ при поставках в страны Средиземноморья достигла 350-360 долларов за тонну CFR, а турецкая арматура возросла до 440-460 долларов за тонну CFR в Египте и Персидском заливе.
Этим скачком цен воспользовались и европейские производители конструкционной стали, также добившиеся увеличения стоимости своей продукции на 20-25 евро за тонну. Арматура в странах Западной Европы, несмотря на по-прежнему слабый спрос достигла 340-350 евро за тонну с доставкой.
Подорожание длинномерного проката и заготовок благотворно сказалось и на европейском рынке металлолома. Внутренние цены на основные сорта лома в ЕС прибавили в апреле около 5-10 евро за тонну. В Турции подъем завершился на отметке 220-230 долларов за тонну CFR для европейского и американского материала HMS № 1&2. При этом, если в марте турецкие металлургические компании охотнее приобретали относительно менее дорогостоящие заготовки, то в апреле более привлекательным стал металлолом, которого даже стало не хватать. Некоторым заводам даже пришлось приостановить выпуск из-за нехватки сырья.
На рынке плоского проката несколько укрепились цены на продукцию российского и украинского производства. Украинские горячекатаные рулоны при поставках в Турцию и страны Ближнего Востока вернулись в прежний интервал — 370-380 долларов за тонну CFR, а российская продукция дошла до 380-390 долларов за тонну CFR в Китае и до 420 долларов за тонну CFR в Индии и Персидском заливе.
Однако прочие производители листовой стали начали опускать цены, приводя их почти что на уровень цен в странах СНГ. Так, японские и корейские горячекатаные рулоны при поставках в Китай и страны Юго-Восточной Азии подешевели до 400-420 долларов за тонну CFR. Турецкая Erdemir и египетская Ezz Steel сбавили цены до 380-420 долларов за тонну FOB. В Южной и Восточной Европе некоторые производили уменьшили котировки до около 280-290 евро за тонну EXW, хотя многие компании официально продают данную продукцию по 330-340 евро за тонну EXW.
Китайские производители понизили внутренние цены и экспортные котировки, но все же не в той мере, чтобы достигнуть высокой конкурентоспособности на мировом рынке. Большинство поставщиков предлагают горячекатаные рулоны по 450-500 долларов за тонну FOB, холоднокатаные — по 530-550 долларов за тонну FOB, коммерческую толстолистовую сталь — по 470-500 долларов за тонну FOB, арматуру — по 450-470 долларов за тонну FOB. Китай по итогам марта таки превратился в нетто-импортера стали: поставки за рубеж составили 1,67 млн. тонн, а импорт (включая полуфабрикаты) — 1,73 млн. тонн. Как считают китайские эксперты, рассчитывать на существенное улучшение этого соотношения в апреле не приходится.
Сила и слабость Китая
Переговоры о ценах на железную руду на 2009-2010 финансовый год временно приостановлены, так как стороны так и не смогли сблизить свои позиции. Производители железорудного сырья заявляют о готовности уменьшить его стоимость на 20-30% по сравнению с предыдущим финансовым годом, но их никак не устраивают требования китайских импортеров о 40-50%-ном понижении цен, причем, ретроспективно с 1 января.
Нет согласия и в отношении временного сокращения котировок с 1 апреля, пока не вступят в силу новые контракты. Китайские металлурги требуют, чтобы цены были снижены на 40%, а предложение австралийской компании Rio Tinto о 20%-ном уменьшении были отвергнуты ими как недостаточные. Впрочем, китайских производителей стали можно понять: большинство из них в настоящее время убыточные, и для достижения положительной рентабельности им нужно удешевление руды, как минимум, на 30%.
Между тем в последнее время позиции экспортеров руды на переговорах заметно укрепились. Конечно, с одной стороны, из-за падения объемов выплавки стали в Европе и странах Восточной Азии доля Китая на мировом рынке железной руды резко возрастает. По предварительным расчетам, в этом году в КНР будет отправлено более половины всего железорудного сырья в мире, поставляемого морским путем. Однако, с другой стороны, китайские металлурги нуждаются в импортной руде гораздо больше, чем раньше.
В марте 2009 года Китай импортировал рекордный в истории объем железной руды — 52,1 млн. тонн. Всего за первый квартал объем закупок достиг 131,5 млн. тонн, что на 19,5% больше, чем за тот же период прошлого года. Специалисты объясняют это прежде всего резким сокращением производства ЖРС в Китае. Падение цен на железную руду в стране до менее 80 долларов за тонну с доставкой сделало нерентабельной работу до 70% китайских ГОКов — в основном небольших и получающих сырье низкого качества. По некоторым оценкам, если в прошлом году китайцы удовлетворили около 60% потребности в железной руде за счет внутренних ресурсов, то в этом данный показатель может упасть до 30%.
Таким образом, у железорудных компаний таки есть хороший шанс обойтись минимальными ценовыми потерями. Большинство экспертов в настоящее время считают, что руда в 2009-2010 финансовом году подешевеет на 25-35% и всё же с 1 апреля, а не с 1 января, как настаивают на переговорах китайские металлурги.