Сибирякам и дальневосточникам, скорее всего, просто недосуг, так как с 30 марта в регионе обострились «ломовые страсти» в связи с определением правительством страны для Сибирского /СФО/ и Дальневосточного /ДФО/ федеральных округов лишь двух таможенных постов досмотра лома и отходов черных и цветных металлов, идущих на экспорт: Красноярского и морского Петропавловск-Камчатского. Ведь к последнему ломозаготовителям с материка можно добраться только морем. Но руководство «Амурметалла», например, введением такой системы довольно, так как рассчитывает в результате увеличить отгрузку продукции со второго полугодия. Поэтому это предприятие намерено бороться не только за жесткое госрегулирование экспорта металлолома на Дальнем Востоке, но и за полный запрет вывоза лома отсюда. О позитивном настрое «Амурметалла» свидетельствует и процесс завершения им строительства нескольких инфраструктурных объектов.
А сибирякам было некогда: томичи, например, повторно встречали представителя штата Западная Австралия в Европе госпожу К.Сандерсон, которая заинтересовалась местными железорудными, ильменитовыми и угольными активами, видимо, из-за начавшейся было задержки слияния австралийской компании OZ Minerals с государственным китайским трейдером Minmetals. После визита австралийской гостьи Томск гордо заявил о намерении стать ни много, ни мало «крупнейшей железорудной провинцией мира». Ставка будет делаться на пять рудных узлов — Колпашевский, Парабельский, Чузикский, Парбигский и, в первую очередь, Бакчарский, в которые вложатся ФПГ «Славкапитал» и ИФК «Метрополь», а может быть, и австралийцы.
Иркутяне своих инвесторов не светили. Тем не менее, губернатор И.Есиповский пообещал С.Иванову и А.Квашнину ударить по кризису разработкой новых месторождений железной руды и производством стали.
А более восточные производители и трейдеры порадовались намерению КНР с 1 апреля с.г. увеличить возмещение НДС китайским экспортерам проката – россияне считают, что данный факт может усилить позиции российских горячекатаных рулонов на рынке Китая.
Правительство Еврейской автономной области /ЕАО/ также связывает свои надежды с Китаем. Биробиджан, оценивая социально-экономическую ситуацию в области, выразил надежду на дальнейшее развитие с КНР внешнеторговых связей, чему будет способствовать совместное строительство ж/д моста через Амур: Нижнеленинское–Тунцзян, модернизация железнодорожной ветки Биробиджан–Нижнеленинское, а также их использование Кимкано-Сутарским ГОКом для поставок продукции в Поднебесную /к
- — Совет Федерации, который 1 апреля ратифицировал российско-китайское соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений и протокол к нему;
- — полпред в ДФО О.Сафонов, который 1 апреля с.г. заявил, что в условиях кризиса будет содействовать укреплению торгово-экономических отношений с приграничными регионами сопредельных государств и даже сформирует с этой целью специальный координационный совет;
- — правительство китайской провинции Хэйлунцзян, которое обеспокоилось значительным снижением товарообмена с россиянами, а также выразило намерение согласовывать с ними свои планы поставок продукции и развития старых промышленных баз северо-восточных районов Китая.
Так что россияне Сибири и Дальнего Востока настроены позитивно, по-весеннему. И, дай бог, чтобы их боевой дух способствовал развитию черной металлургии региона.
… И ТЕНДЕНЦИИ ЗА РУБЕЖОМ
Жизнь на рынках черной металлургии Азиатско-Тихоокеанского региона бьет ключом.
Как всегда, весьма активны были представители островной империи. При этом «Японской федерации железа и стали» было не до шуток: опубликованные ею данные об экспорте стальной продукции в феврале говорят о падении объемов на 46,7 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из-за чего было мало позитива и у крупнейших продуцентов: например, Nippon Steel вынуждена снова вводить систему «временных увольнений» на своих заводах. А стальные Shinagawa Shirorenga и JFE Rozai противостояли кризису, объявив под теплым апрельским солнцем о слиянии, которое поможет увеличить прибыль в непростую кризисную пору.
Другой японский вариант избавления от глобальных катаклизмов – прыжок в сторону, то есть за границу. Так, японская Molitec Steel открыла на прошлой неделе свои представительства в Индии и Индонезии. А официальный Токио решил стимулировать создание японских железорудных активов в Австралии, для чего компании Sojitz и Itochu получат финансирование от государственной корпорации JOGMEC на сумму 1,1 млрд иен.
Причем в Австралии тоже не все гладко: One Steel, которая в связи с кризисом уже давно не носит титул первого продуцента стали в стране, объявила о планах сокращения производства в
Нелегко приходится австралийцам и из-за китайцев, которые любыми путями добиваются снижения цен на железную руду по принципу: «Чем меньше, тем лучше!». А Пекин, тем временем, разрабатывает ряд законопроектов, призванных поддержать отечественных металлургов в любом регионе. Так, в ближайшем будущем будут снижены пошлины на экспорт феррохрома и ферромарганца, а ставки возврата при экспорте стального проката, холоднокатанного листа, легированной стали, наоборот, повысятся.
От такого демпинга Китая уже пытаются защищаться его более мелкие соседи: во Вьетнаме рассматривается вопрос о повышении пошлин на импорт стальной продукции: на слябы — до 15 проц, на товарную сталь — до 22 проц.
Но все предыдущие факты выглядят вполне обыденно на фоне корейского сюрприза: пока мировые лидеры автомобильной промышленности замораживают мощности, Hyundai Hysco подписала соглашение с российской «Кузбассразрезуголь» о поставках угольной пыли для новых доменных печей корейской компании.
Так что на сером кризисном фоне черной металлургии в некоторых странах Юго-Восточной Азии /ЮВА/ и в Австралии постепенно появляются задорные солнечные зайчики!
Юрий Кириллов, Евгений Страбыкин,SOGRA