/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ Запорожский алюминиевый комбинат долгие годы считался одним из символов отечественной металлургии, так как воздвигнут был вместе с «ДнепроГЭСом» и стал первым производителем алюминия не только в Советском Союзе, но и в Европе. Сегодня он, к сожалению, превратился в символ затухания. Пока только отрасли. Но ведь на то и существуют символы, что бы характеризовать тенденции. Хоть украинские, хоть европейские.
Груз прошлого
Правда, Европу так не лихорадило, как алюминиевый комбинат, который с приходом независимости постоянно находился в процессе определения правомочности его приватизации. Последним его хозяином стал российский алюминиевый гигант «Русал», с состав которого он попал в качестве «приданного» от слияния с СУАЛом. До этого он был выигран в тендерной борьбе другим российским предприятием «АвтоВАЗ-Инвест».
Возможно, сейчас бывшие претенденты радуются этому проигрышу. Ведь алюминиевый комбинат стал причиной, а может быть и первой весенней ласточкой общественных протестов, которые начались в Запорожье 25 марта. Правда, в данном случае облгосадминистрация полностью солидарна с металлургами.
В русскоязычном городе не выдвигают политических или националистических требований к российскому собственнику, так как понимают, что многое зависит и от украинских властей. И, прежде всего, тарифы на электроэнергию. Если природный газ достается стране уже почти по международным расценкам, то электроэнергии вполне хватает и своей. Ведь кроме «ДнепроГЭСа» рядом с Запорожьем находятся атомная и тепловая станции. Причем, обе входят в число крупнейших в Европе в своей категории. А электроэнергию, как известно, на складе хранить еще не научились. Так что, в любом случае выгоднее ее производить, а не глушить реакторы из-за отсутствия спроса. Что касается гидроэнергетики, то тут вообще вопрос риторический.
Алюминиевый же комбинат всегда был надежным и постоянным потребителем электроэнергии. Жаль только, что эта надежность его и подводит, поскольку у новых хозяев так и не хватило времени провести модернизацию и реконструкцию основного производства. Электролизный цех давно уже требует преобразований как в технологическом, так и в экологическом смысле. Ведь комбинат находится ближе всех запорожских заводов к тому же горисполкому. И запахи от него исходят отнюдь не благодатные, что вызывает заслуженное осуждение горожан и их избранников.
Но сейчас экологические проблемы отодвинулись на второй план, так как стало обозначаться их кардинальное решение со стороны алюминщиков. Закрытие производства, естественно, не радует даже экологов. Почти 6 тысяч человек останутся без работы. Страна лишится единственного крупного производителя «крылатого металла», а казна – пополнений бюджета. Тысячи запорожцев, так или иначе, связаны с деятельностью комбината, и им обидно, что его история может скоро придти к печальному завершению.
Лидеры по себестоимости
Собственно говоря, кризис на ЗАлКе начался с приходом нового собственника. Чувствовалось, что украинский производитель первичного алюминия не особо вписывается в стратегические планы российского олигарха. Принятые в таких случаях инвестиционные обязательства отошли на второй план. На предприятии стали выводить за штат целые структуры. Поначалу избавлялись от соцкультбыта, потом пришел черед и основных производств.
Народ роптал, но ждал улучшений, так как после отмены дифтарифа (т.е. льгот по оплате электроэнергии) для комбината руководители предприятия, а также власти города и области стали постоянно обивать пороги Кабинета министров с просьбой вернуть дифтариф, чтобы сделать продукцию ЗАлКа рентабельной. И обещания были: их давали и премьер-министр Юлия Тимошенко, и сам Президент Виктор Ющенко. А вот самого дифтарифа до сих пор нет. И сейчас, когда мировые цены на алюминий значительно снизились, как и спрос на него, а доллар вырос по отношению к гривне, производство «крылатого металла» стало, просто говоря, невыгодным. Да и сама электроэнергия подорожала на 64%. Таким образом, сегодня цена электроэнергии в себестоимости запорожского алюминия достигла почти 50%.
Вообще, себестоимость производства тонны алюминия на ЗАлКе составляет сейчас около $2200 – одна из самых высоких в компании «Русал», при том, что цены на Лондонской бирже металлов (ЛБМ) находятся вблизи отметки $1400 за т. На складах предприятия скопился двухгодичный запас продукции, так как из-за высокой цены она просто не востребована. В результате комбинат сократил производство на 75%. По словам генерального директора ЗАлКа Александра Котюка, на тонне произведенного алюминия предприятие теряет по $700. Зачем делать то, что никто не покупает?
Но остается по-прежнему открытым вопрос: почему Кабмин не выполняет своих обещаний по поводу внедрения дифтарифа? Ведь себестоимость киловатт-часа электроэнергии гидроэлектростанции составляет 8 копеек, АЭС – 12 копеек, а алюминиевый комбинат покупает ее за 44 копейки. Что даже дороже, чем при поставках украинской электроэнергии за границу. Причем, ЗАлК потребляет пятую часть всех генерируемых мощностей Запорожской области. Надежный оптовый клиент, который по всем стандартам имеет право на преференции.
Правда, сейчас о надежности говорить особо не приходится. К началу марта сумма неуплаты за потребленную электроэнергию составила у ЗАлКа 74,5 млн. грн. Но в любом случае в Киеве считают, что негосударственной компании не следует предоставлять льготы, так как потом последуют заявления и от других металлургических предприятий (а они потребляют в Запорожской области около 80% электроэнергии). Запорожский ферросплавный завод уже высказывал аналогичное желание. И готов включиться в спор, если ЗАлК получит льготу на оплату энергоресурсов. Это тоже не облегчает ситуацию. Хотя вполне можно понять возмущение Александра Котюка, когда он утверждает, что «самые высокие тарифы на других предприятиях в мире в два раза ниже наших. Мы платим по 8,7 цента за киловатт-час. Не могут тарифы для алюминиевого предприятия быть такими же, как для колхоза или агрофирмы».
Что там скрывать, правительство ищет максимальные возможности для пополнения казны и выполнения социальных программ. На все нужны деньги, которых с кризисом становится все меньше, если не включать печатный станок. Соблазн велик, но и последствия непредсказуемы.
Мнение хозяев
А что думают хозяева «Русала»? Как сообщили в пресс-службе комбината, российская компания целенаправленно проводит мероприятия по сокращению общего объема производств к апрелю на 500 тыс. т. То есть, будет временно останавливаться производство на наименее рентабельных предприятиях компании, в том числе и на ЗАлКе.
Такое решение связано с ситуацией на рынке алюминия. Продолжается экономический спад, снижается потребительский спрос на алюминий по всему миру. Как следствие, сокращается выпуск на всех заводах. Мировые мощности по производству алюминия к середине прошлого года составляли порядка 42 млн. т в год. После прошедших сокращений производство уже сузилось до, примерно, 35 млн. т в годовом исчислении, что при реальном спросе на металл в 2009 году на уровне около 28 млн. т означает его неминуемое дальнейшее уменьшение. Общие мировые запасы, по оценке экспертов, сегодня превышают 5 млн. т, что в 3 раза превосходит докризисный показатель. По итогам февраля средняя цена на алюминий на ЛБМ упала до $1341 за т. При этом, в феврале цена опускалась до $1261 за т, что является самым низким значением с 1999 года. Несмотря на масштабные программы сокращения издержек, все крупнейшие производители алюминия понесли убытки по итогам IV квартала 2008 года.
«В этих условиях компании, – разъясняют на комбинате, – вынуждены закрывать нерентабельные производства, чтобы обеспечить функционирование тех предприятий, чья себестоимость позволяет заводам безубыточно функционировать при сегодняшней цене на алюминий. «Русал» – не исключение. В состав компании входят заводы с разной экономикой и рентабельностью. Компания в течение продолжительного времени субсидировала деятельность нерентабельных производств в надежде на возрождение рынка, но ситуация не улучшается. Сегодня она диктует необходимость принятия жестких мер по оптимизации производства и снижению объемов убыточных производств, чтобы сохранить компанию и рентабельные предприятия, входящие в ее состав.
Предварительное решение о поэтапном временном сокращении производства на ЗАлКе было принято еще в ноябре прошлого года. Ситуация усугубляется наличием в течение уже длительного времени, после отмены дифференцированного тарифа, чрезмерно высоких затрат на электроэнергию, стоимость которой в несколько раз превышает европейский уровень. Из-за этого производство на ЗАлКе глубоко убыточно.
Сотрудникам комбината, высвобождающимся в результате снижения объема производства, будут предложены свободные вакансии внутри компании, а также возможности по переобучению. Все мероприятия по оптимизации численности будут проводиться в полном соответствии с действующим законодательством. Ранее на ЗАлКе были закрыты кремниевое и глиноземное производство».
За шаг до обрыва
Теперь при неприятии мер со стороны государства остановиться может и весь комбинат, на котором и так остались «на ходу» только электролизные серии. По мнению директора Александра Котюка, даже введение дифтарифа не поднимет производство до нужного уровня рентабельности. Это позволит не закрывать полностью предприятие, а лишь поддерживать его жизнедеятельность.
По мнению председателя Запорожской облгосадминистрации Александра Старуха, сейчас все находится в руках правительства. «К Кабмину вопрос один: будет дифтариф на электроэнергию для предприятия или нет, чтобы была понятна судьба комбината. Должен быть ответ: нужен ЗАлК Украине, нашей экономике или не нужен. На наш взгляд, нужен. Наши аргументы: если дифтариф будет обходиться в 400-500 млн. грн. в год, то остановка комбината приведет к потере 3-4 млрд. грн. Будут уволены 4000 человек, что создаст социальную напряженность в регионе, кроме того, комбинат – крупнейший потребитель электроэнергии, и его закрытие скажется на этой отрасли. Учитывая, что треть мощностей ЗАлКа работает на внутренний рынок, в случае остановки производства Украине придется завозить алюминий почти на миллиард гривен. Соответственно, ухудшится и торговый баланс, поскольку Украина перестанет производить и продавать эту продукцию, а будет ее только завозить. О нашей позиции мы неоднократно информировали органы центральной власти. Выход я вижу такой: руководители, отвечающие за это направление работы, должны встретиться в Киеве с собственниками ЗАлКа и прийти с ними к какому-то решению».
Вот только к какому? Сейчас предсказать его довольно сложно. Кроме социального фактора существует и экономический. Если дифтариф будет все же введен, то тогда легче будет дожить до лучших времен, сохранив производство и персонал. Специалистов нужно беречь, это понимают все.
Представители комбината на митинге выдвигали властям довольно простые требования: найти компромисс и дать возможность предприятию работать, при этом, не увольняя сотрудников. А в случае нарушения собственником обязательств, подписанных при купле-продаже, вернуть предприятие в собственность государства. Вот именно это последнее требование и может заинтересовать Кабмин. Вернуть комбинат в лоно государства – идея заманчивая. Тем более, что Юлия Тимошенко очень любит реприватизационные процессы. Сейчас, конечно, кризис, и за ЗАлК много выручить не удастся. Но сохранить производство вполне реально. За счет той же льготной электроэнергии. Только уже вполне законно, как государственной структуре. Да и Олегу Дерипаске не особенно нужен этот объект. Особенно сейчас, когда спрос на алюминий еще долгое время будет оставаться на низком уровне и вполне хватит сделанных запасов. Но это только догадки. А жизнь всегда может преподнести любую неожиданность. Желательно, конечно, приятную.