В основном это проекты, нацеленные на производство конкурентных продуктов с высокой добавленной стоимостью, таких как автокомпоненты
Однако производственная пауза, затянувшаяся на полгода, уже дала хотя и предсказуемый, но весьма неприятный результат в виде замораживания многих инвестиционных проектов. Как по линии собственно выплавки стали, так и по линии создания производств с большей добавленной стоимостью. Весьма жаль, но среди последних присутствуют такие важные проекты, как производство конкурентоспособного на мировом рынке автолиста и автоштамповки.
Дна все еще не видно
В конце прошлого года большинство крупнейших российских компаний снизили объемы производства стального проката почти на 50%, на столько же упали цены, прежде всего строительной арматуры.
Цены на другие виды проката, скажем листовой и фасонный, стабилизировались на декабрьском уровне и не проявляют отчетливых признаков роста (см.
Судя по мировым ценам на прокат, тут скорее можно ожидать дальнейшего падения (см. графики
Это подтверждает и новостной ряд. В странах Персидского залива, являющихся одними из крупнейших импортеров нашего металла, российским и украинским поставщикам пришлось согласиться на понижение цен до 380–400 долларов за тонну. Их китайские партнеры и вовсе требуют новых уступок до 350–370 долларов за тонну. И если с ближневосточными странами еще возможно аргументированно торговаться, то с китайцами не поспоришь. Судя по внутрикитайским еженедельным ценовым бюллетеням (поставки кокса и проката внутри страны), падение цен продолжится. Негативные процессы отмечаются и на европейском рынке плоского проката. Отпускные цены европейских производителей горячего проката остаются в интервале 340–360 евро за тонну, импортные начинаются от 420–430 долларов за тонну CIF, но местные специалисты прогнозируют спад до 300 евро за тонну. Потребители и трейдеры в странах региона продолжают сокращать запасы, кроме того, новые закупки затруднены
Глоток воздуха
Несмотря на приличный обвал, цены на основные виды сталелитейной продукции все еще остаются довольно высокими, на уровне начала 2007 года. А что происходит с объемом производства?
Почти все предприятия кризис пережили. Под банкротство попал только небольшой Горьковский металлургический завод, специализировавшийся на производстве быстрорежущих легирующих сталей и не входивший ни в одну металлургическую группу.
В январе в России начался рост выплавки чугуна, который продолжился и в феврале (см.
За ним последовал рост производства
Это говорит об улучшении положения на крупных комбинатах полного цикла, ведь на небольших передельных заводах, в основном использующих мартены и электропечи, значительного увеличения объема выплавки не произошло. Получается, что кризис ускоряет отмирание старого мартеновского способа выплавки стали. Хоть
Самые радикальные из оптимистов предсказывают восстановление загрузки на крупнейших российских меткомбинатах до 80% уже в этом месяце (с 50–60% в конце 2008 года). Факты вроде бы говорят именно об этом.
Вот, скажем, «Северсталь» по итогам прошлого года формально увеличила выплавку стали почти на 10% – до 19,2 млн тонн. На первый взгляд шоковая часть кризиса пройдена без особых проблем. Но прирост пришелся на присоединенные в ходе сделок поглощений североамериканские активы. Последние же весьма остро ощутили на себе последствия кризиса: падение выплавки чугуна в четвертом квартале прошлого года составило 59% против 44−процентного спада на Череповецком комбинате. В «Северстали» отказались сообщить нам результаты производственной деятельности компании
В «Мечеле» рассказали, что загрузка Челябинского металлургического комбината в феврале выросла по сравнению с декабрем прошлого года и составила более 80%.
Магнитка, которая едва ли не больше всех других крупных комбинатов пострадала от кризиса, по результатам февраля сумела выйти на уровень октября прошлого года. При общем падении производства в декабре 2008−го к сентябрю на 60% рост в феврале по отношению к низшей точке падения, достигнутой в ноябре, составил 41,6%.
Формальным поводом для дальнейших радужных ожиданий, скорее всего, стали январские и февральские успехи наших заводов на экспортном направлении. Однако, по словам
Надо особо отметить, что оживление сталелитейной отрасли в России
Пожертвовали самым сложным
Ясно, что на предкризисный уровень сталелитейная индустрия страны в ближайшие месяцы вряд ли выйдет. Но это, на наш взгляд, не такая уж большая проблема. Гораздо хуже, что большинство компаний объявило о корректировке инвестпрограмм. Впрочем, полного отказа от инвестиционной политики не произошло, скорее всего, ключевые инвестпроекты, запущенные еще до кризиса, будут доведены до конца.
Как нам рассказали в «Мечеле», приоритетными для компании остаются два проекта: строительство рельсобалочного стана в Челябинске, на продукцию которого компания имеет долгосрочные контракты с РЖД, и освоение Эльгинского угольного месторождения. Сроки реализации этих проектов если и будут корректироваться, то лишь в сторону небольшого удлинения.
На Магнитке нам подтвердили, что в нынешних условиях приоритетом инвестиционной политики остается строительство
Что касается менее капиталоемких, но дольше окупающихся проектов, нацеленных на производство стальной продукции с большей добавочной стоимостью, то о них, похоже, придется надолго забыть. В частности, северсталевские проекты строительства
Особенно жалко терять инициативы в области новых проектов для нужд автосборочных производств. Традиционно автомобильная промышленность является крупным потребителем стального проката. Тот же ВАЗ использует более 700 тыс. тонн металла в год. Развитие сборочных производств иностранных компаний в России должно было заинтересовать российских металлургов в расширении круга особо квалифицированных клиентов. Сергей Удалов, замгендиректора агентства «Автостат», считает что «эта сфера рынка интересна для отечественных металлургов, но требования, предъявляемые иностранными компаниями, достаточно жесткие. А нашим металлургам, в особенности НЛМК, гораздо привычнее работать с внутренними проверенными потребителями, такими как ВАЗ или ГАЗ, хотя, может быть, рентабельность поставок “иностранцам” и выше». Впрочем, при объемах производства более 200–300 тыс. машин в год у наших металлургов появится интерес к поставкам металла на автосборочные заводы иностранных компаний, поскольку в таком случае инвестиции, требуемые для получения металла нужного качества, окупятся достаточно быстро. Перед кризисом крупнейшие российские производители листового проката – НЛМК, «Северсталь» и Магнитка – действительно рассматривали вопрос о поставках металла иностранным производителям, заявив ряд инвестиционных программ. Но теперь, похоже, сбыться им не судьба.
«Северсталь» объявила о создании совместного предприятия с испанской Gestamp, которая выиграла тендер Volkswagen на поставку штампованных деталей для завода в Калуге с планируемым годовым выпуском 300 тыс. машин. Однако специально созданное под производство автолиста предприятие «Севергал» сейчас работает только на строительную отрасль, а поставки продукции для автомобилестроителей не осуществляются.
Магнитогорский меткомбинат через ЗАО
Показательна реакция иностранных автопроизводителей. В российском представительстве Ford нам сказали, что в настоящее время используют только зарубежный металл. Строящийся в России фирмой Stadco под нужды всеволожского предприятия Ford штамповочный завод будет ориентирован на импортный металл, закупки листа российского производства не планируются и даже не рассматриваются.
Сделайте красиво
В условиях снизившегося спроса на металл главным для российских стальных компаний станет оптимизация производственных издержек и сокращение избыточных мощностей. Все это так или иначе элементы глобальной стратегической линии – поддерживать низкую себестоимость производства российской стали, основного нашего конкурентного преимущества и главного инструмента проникновения на мировой рынок. В 90−х годах это была генеральная идея отрасли. В следующем десятилетии наши игроки включились в мировую гонку за укрупнением бизнеса. Инвестбанки щедро финансировали сделки
Но что делать теперь? С одной стороны, стремительно подешевевшие западные сталелитейные компании дают шанс беспрепятственной их покупки. С другой стороны, сделки по поглощениям потребуют отвлечения средств и серьезно увеличат себестоимость собственного стального проката. В то время как низкая себестоимость сейчас – ключ к успеху в поставках на мировом рынке, где сжимающийся спрос резко усилил конкуренцию. Между тем, в отличие от 1990−х и даже от ситуации 2000–2004 годов, российские компании работают в гораздо более жестких условиях по линии цен на основные виды потребляемого сырья (см.
Иными словами, сейчас у них нет таких рычагов минимизации тарифов на перевозки, электроэнергию и газ, как это было еще
В беседах с представителями крупнейших российских сталелитейных компаний мы не увидели четкого понимания того, какой стратегической линии те думают придерживаться дальше, кроме линии «на выживание». Как нам кажется, в данный момент им стоит на время забыть об экспансии на Запад и подумать о стратегии развития на внутреннем рынке. Пока наши сталелитейные холдинги лишь выпрашивают у государства деньги – то на поддержание на плаву своих заводов, то на решение проблем в моногородах (в основном уральских), где сокращение штата и зарплат вызывает рост социальной напряженности. Развитие инвестиционных проектов, нацеленных на внутренний спрос, будет вполне адекватной платой за чрезмерно высокое внимание государства к их нуждам