Русские наступают
В марте
Обращение 3 российских метпредприятий было подготовлено в начале марта и, среди прочего, содержит просьбу об увеличении пошлины на «оцинковку» с 5% до 33% на срок не менее 200 дней. В маркетинговом департаменте ММК нам рассказали, что меткомпании России способны ежегодно производить примерно 3,5 млн тонн проката с покрытиями (в т.ч. с полимерными) – а этого вполне достаточно для покрытия спроса на сузившемся внутреннем рынке. В то же время по результатам января этого года в РФ выпущено лишь 28 тыс. тонн оцинкованного проката, против 152 тыс. тонн в сентябре 2008 года. А импорт «оцинковки» в прошлом году достиг 514 тыс. тонн – это в 1,6 раза больше, чем в 2005 году.
Основные поставщики подобного товара на российский рынок – Казахстан, Китай и Украина. Главный отечественный «нарушитель спокойствия» — Мариупольский комбинат им.Ильича, украинский монополист по производству «оцинковки». Притом цены на продукцию из Украины приблизительно на 20% ниже – из-за более глубокой девальвации нацвалюты.
Однако, по имеющейся информации, отказ не остановил заявителей, и они готовят новый запрос в Минпромторг. Выступая также за ужесточение пошлин на прокат с полимерным покрытием, антидемпинговое расследование по которому идет уже несколько месяцев. Кстати, в данном сегменте федерального рынка импорт в минувшем году занимал уже 50%.
Отметим, в январе
Тенденция, однако
Пример с «оцинковкой» сегодня для металлорынков достаточно характерен – все страны и ведущие операторы стараются защититься от конкурентов. Максимально обходя те же антипротекционистские нормативы ВТО и т.д. Достаточно вспомнить введение Украиной дополнительной 13%-ой пошлины на ввоз «всего», активно критикуемое Западом. А если брать российский рынок, то сейчас готовится сокращение квот на беспошлинные поставки в
Кроме России, с общим падением потребления новые заградительные пошлины на ввоз металлопродукции вводятся (или готовятся) в Европе, Турции, Канаде. Индия ввела отдельные административные ограничения на импорт стали, в планах – антидемпинговые пошлины. Вьетнам поднял импортную пошлину на сталь в 1,5 раза. Египет с 15 февраля установил на холоднокатаные рулоны, оцинкованный и подготовленный к покраске лист пошлину в размере 10% таможенной стоимости, но не менее 150, 200 и 250 долл./тонн соответственно. Притом ограничения распространяются на всех поставщиков, включая партнеров по арабской зоне свободной торговли. В целом по миру (по данным ВТО) в
Поддержать своих
В свою очередь, и КНР, и РФ, и Казахстан, и другие страны не только пассивно защищаются от импорта, но и стимулируют экспорт. Так, китайское руководство в начале текущего года изменило схему налогообложения экспорта, упрощая ему путь на внешние рынки. В феврале этого года началась подготовка к отмене экспортных пошлин на готовый металлопрокат и увеличении возврата НДС экспортерам металлопродукции с высокой добавленной стоимостью. А затем появилась и инициатива об обложении импорта стали в Китай пошлиной в 3% и НДС в 17%, что фактически означает увеличение цены (по базису CFR) на 20%.
Эффект от таких действий уже проявляется. Скажем, если в среднем по миру в январе металлопроизводство относительно декабря-2008 упало на 5,1%, а относительно января-2008 – на 38,8%, то в Китае рост составил соответственно 9,9% и 2,4%. Эксперты World Steel Association указывают, что после запуска новых мощностей годовая производительность китайской черной металлургии (в пересчете на жидкую сталь) к весне
Кстати, власти КНР уже не один раз заявляли, что считают оптимальным экспорт 15% стали, выплавляемой в стране. А это заметно большие, чем сейчас, объемы: до 70-75 млн тонн в год или свыше 6 млн тонн ежемесячно.
Подобные меры проводит и Россия. И даже традиционно критикуемый Кабмин в зимние месяцы, несмотря на всю инертность и разногласия, смог договориться с металлургами о ряде преференций. В числе которых – сдерживание цен на металлургическое сырье, на газ, энергоресурсы, ж/д перевозки. Все это, по словам аналитиков, реально помогает экспортерам металлопродукции удерживать позиции за рубежом – наряду с выгодным для них пониженным курсом гривны.
Впрочем, по мнению Натальи Королевской (глава комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства), принципиальная борьба за внешние металлорынки только начинается. Это подтверждается и недавними действиями РФ. «Сейчас нужно активно входить в двусторонние переговоры, — говорит Н. Королевская. – Да, за счет мер, принятых правительством, в декабре-январе стоимость украинской металлопродукции была сопоставима с российской. Но сейчас все скорее зависит от того, насколько агрессивно наши металлурги будут вести себя на экспортных направлениях. Лично я считаю, что эти направления надо защищать любой ценой – если придется, зубами выгрызать. Многое также зависит от дипломатии и работы торговых представительств».
Факторы будущего
Чего же ждать в будущем? К примеру, Бразилия в марте-2009 по-прежнему изучала возможность ввода 12%-ой пошлины на ввоз некоторых видов проката (в первую очередь горяче- и холоднокатаных рулонов).
С другой стороны, в США в итоге утвержден достаточно мягкий вариант дополнения к пакету антикризисных мер – пункта American Steel First Act. Изначально этот пункт предполагал исключительное использование в бюджетных проектах металла национального происхождения. Для поддержки «пункта» стальное лобби Штатов даже создало коалицию Buy America («Покупай американское»), в которую вошли Американский институт чугуна и стали (American Iron and Steel Institute), Комитет по импорту труб, а также отраслевые объединения – National Steel Bridge Alliance и Steel Manufacturers Association. Но против этих лоббистов выступил ряд крупных экспортеров (в т.ч. Boeing, Caterpillar, General Electric), испугавшихся ответных репрессий в странах назначения.
Действительно, посол Евросоюза в США Джон Брутон объявил, что принятие пункта в таком виде создаст опасный прецедент и «может подорвать доверие международного сообщества», угрожая мировым стандартам свободной торговли. В Европарламенте план Buy America назвали новым «железным занавесом» для Европы. А канадский посол сообщил Сенату США, что в случае утверждения плана Соединенные Штаты потеряют моральное право требовать у других стран отказа от протекционизма. Наконец, генеральный директор Ассоциации европейских производителей стали Eurofer Гордон Моффат пригрозил, что потребует от Еврокомиссии обращения в ВТО, так как проект «Покупай американское» однозначно нарушает правила последней.
Мировые аналитики обращают внимание, что проект противоречил и Соглашению о государственных закупках, подписанному США с рядом стран. Не удивительно, что Министерство торговли США, Национальный совет внешней торговли и Ассоциация аэрокосмической промышленности попросили спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси не поддерживать Buy America. Результат – принятие означенного «пункта» с оговоркой, что он должен быть приведен в соответствие с ранее подписанными международными торговыми договорами. А это значит, что Канада, Мексика, ЕС и некоторые другие страны практически избежали ограничений. Это уже позволило экспертам уточнить: эффект от «пункта» составит не более 500 тыс. тонн дополнительного спроса на внутренний прокат.
Но самое важное для экспортеров металла из Украины не это – а то, что смягчение «пункта» повлияло на позицию других стран. Так, правительство Австралии на этом фоне не стало вводить приоритет национальной металлопродукции на внутреннем рынке, а Индия – 15%-ую пошлину на сталь. Да, Индию и тем более Австралию трудно назвать перспективными для продаж отечественного металла. Но их позиция важна для металлоэкспорта в регион Юго-Восточной Азии. А сюда по итогам января
Металлоэкспорт из Украины: через тернии пошлин
Опубликованно: 16 марта 2009