/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ Украинские и зарубежные аналитики гадают, когда же при такой политической нестабильности в стране наступит дефолт. Или все же удастся спасти экономику, экспортный потенциал которой базируется, в основном, на металлургической и химической отраслях? Увы, положительных выводов не делает практически никто. Поэтому многие скептически восприняли недавнее сообщение о намерениях корпорации «Индустриальный союз Донбасса» при содействии Запорожского областного совета построить новый ГОК по добыче марганцевой руды и новый ферросплавный завод. И это, когда металлургические мощности украинских предприятий только мечтают о прошлогодних загрузках, а на том же Запорожском заводе ферросплавов склады полностью забиты готовой продукцией. Да что там склады, украинские ферросплавщики в ноябре вообще не работали, а сегодня трудятся на четверть своих возможностей. Причем, на другом берегу Днепра расположено богатое Никопольское месторождение марганцевых руд. Зачем же строить новый ГОК и завод? То есть, создавать замкнутый цикл производства ферросплавов, начиная от их добычи и вплоть до отгрузки потребителям готовой продукции.
И, как оказалось, это не пустые слова. Организаторы этой идеи уже начали конкретную ее реализацию.
Основным катализатором этого решения послужило население Степногорска – пятитысячного городка под Запорожьем, где еще в 80-е годы была построена шахта Таврического ГОКа по добыче марганцевой руды. Сюда съехались специалисты со всего Советского Союза.
С распадом державы в середине 90-х годов было принято решение законсервировать шахту из-за ее низкой рентабельности. И население города быстро стало банкротом. Спустя буквально несколько лет о Степногорске вновь заговорили, но уже как о перспективе возрождения добычи руды. Ибо все хорошо понимали, что любые другие проекты не смогут вернуть к жизни население горняцкого поселка. Хотя попытки были, но в основном только в головах руководителей региона. Конкретной реализации проектов достичь так и не удалось. А на строительство потемкинских фабрик и заводов денег уже никто не давал. Все эти годы перед степногорцами стояла проблема выживания.
Ведь ни один президент страны или премьер-министр, не говоря уже о губернаторах и председателях советов всех уровней, не могли решить проблему рабочего поселка. То есть, не дать ему замерзнуть зимой, и обеспечить семьи минимальными прожиточными минимумами. Вот и стали разъезжаться горняки, кто куда может, теряя квалификацию и любимое дело. Подземный труд рискованный, поэтому перейти к новым условиям существования для большинства не стало трагедией. Безусловно, было обидно, но надо было выживать самим и родным. Тем более, что надежда на возрождение ГОКа теплилась постоянно. И ее поддерживало создание в 1997 году Степногорского государственного предприятия «Стептехсервис», на баланс которого было передано имущество, здания и сооружения бывшего Таврического ГОКа. Народ спорил, что лучше: то, что власть поняла свою ошибку и фактически оставила за собой право возродить производство, или то, что надо искать новых хозяев, которые приватизировали бы ГОК и начали его эксплуатацию.
Время показало, что не все так просто. Вскоре, действительно, «Стептехсервис» был преобразован в ЗАО, учредителями которого выступили Фонд госимущества (ФГИ, 48,75%) и ЗАО «Визави» (Донецк, один из учредителей ИСД). Размер уставного капитала ЗАО составил 8 млн. грн.
В конечно итоге, собственность ГОКа поделили между собой «Индустриальный союз Донбасса» и получившую свою долю представители группы «Приват» (Днепропетровск). Степногорцы остались ни с чем. Точнее только с обещаниями, которые можно было давать бесконечно. Обе стороны не хотели предпринимать каких-либо конкретных шагов по возрождению ГОКа, исходя из сложившейся ситуации.
Но дальше игнорировать проблему семей горняков уже было невозможно. Причем, надежды на Киев уже давно не было. Даже в период постоянных выборных кампаний конкретных обещаний не давал никто. Проблема сложная, затратная – лучше промолчать.
Только 6 июня 2008 года Запорожский облсовет принял решение о создании КП «Степногорский горно-обогатительный комбинат», которое должно возобновить добычу марганцевой руды на Великотокмакском месторождении. Причем подчеркивалось, что финансироваться проект должен за счет средств областного бюджета. Выглядело довольно странно, но, как оказалось, вполне эффективно. По крайней мере, пока.
Уставный капитал КП «Степногорский ГОК» составляет 500 тыс. грн. (тогда это соответствовало чуть более $100 тыс.). Имущество предприятия, согласно уставу, является совместной собственностью территориальных общин сел, городов Запорожской области и закрепляется за ним на правах хозяйственного владения. Понятно, что за такие деньги ГОК не построишь, а возвращать к жизни Таврический – нет прав, так как собственник по-прежнему остается тем же – двуликим, донецко-днепропетровским. И у каждого равные права. Так что суть создания нового коммунального предприятия заключалась в провокации одного из учредителей для ведения активных действий. В противном случае начался бы поиск нового партнера, который бы начал строительство новой шахты, допустим, в
Казалось бы, что обрушившийся осенью кризис перечеркнет все планы основателей и надежды степногорцев, но процесс все же пошел. В феврале в районе Степногорска начала работу специальная комиссия по поиску оптимального места строительства нового ГОКа. Все должно быть по закону, в том числе и землеотвод. Были проведены геологоразведывательные исследования, сверка принадлежности земли и ее состояния. В общем, началась простая рутинная работа, без которой не может обойтись любое новое масштабное строительство.
А как на этот процесс смотрят основатели? Сможет ли основной инвестор сдержать слово и профинансировать строительство новых объектов. Председатель Запорожского областного совета Александр Нефедов так ответил на это: «Я встречался с Сергеем Тарутой, председателем совета директоров компании «Индустриальный союз Донбасса». ИСД настроена на разработку марганцевого месторождения, как говорится, на 150 процентов. Они пригласили директором компании «Минерал» менеджера, который в России построил три ферросплавных завода. Схема такова: будет построена шахта и обогатительная фабрика в районе Степногорска, а на границе Васильевского и Михайловского районов – новый ферросплавный завод мощностью 350 тыс. т ферросплавов в год. Одновременно мы делаем все возможное, чтобы вернуть затопленные шахты в государственную собственность».
При этом, надо отметить, что условиями меморандума предусмотрено, что после получения лицензии и оформления другой необходимой документации, во время проведения геологоразведочных работ, которые затянутся на два-три года, инвестор дотянет до городка газопровод, проложит нормальные дороги и выполнит другие необходимые горожанам работы, предусмотренные договором о социальной ответственности. Не говоря уже о трех тысячах новых рабочих мест.
После получения разрешения в поссовете и райсовете на сессии областного совета неожиданно возникли вопросы. Представители оппозиции посчитали, что решение о согласовании вопроса о предоставлении ООО «ВКФ Минерал» специального разрешения на использование недр на территории Запорожской области является, мягко говоря, ошибочным. Собственно, в этом пункте указывается, что целью «ПКФ Минерал» является геологическое изучение или же исследовательско-промышленная разработка марганцевых руд Северного участка Великотокмацкого месторождения на территории Васильевского района. В общем, говоря по-простому, нахождение наиболее оптимального места для строительства новой шахты. Ведь возрождать старую партнер из «Привата» желания не высказал. Может быть, из-за кризиса, когда действующие мощности по производству ферросплавов и без того не задействованы. Так что имеющихся запасов хватит еще надолго.
Так, по мнению депутата Владимира Черленюха, выдав такое решение, областной совет лишил и областной, и государственный бюджет миллионов гривен. Ведь еще до строительства Таврического ГОКа участок был хорошо исследован, о чем имеются соответствующие протоколы. Поэтому проводить дополнительные исследования инвесторам не нужно. В этом случае цель, указанная в решении, противоречит здравому смыслу, а также законодательству, поскольку законодательной базой не предусмотрено разрешение на использование недр с такой формулировкой. К тому же, по закону, если компания ведет исследования участка, то она получает его вне конкурса. Таким образом, облсовет, предоставляя возможность исследовать то, что давно изучено, позволяет «ПКФ Минерал» сэкономить на участии в аукционе. Как считает Владимир Черленюх, по данным геологоразведки месторождение является одним из богатейших в Европе. Хотя шахта была закрыта именно из-за низкой рентабельности. Но времена меняются, сырье становится более востребованным. При этом, оппозиционные депутаты не были уверены, что новые хозяева выполнят свои инвестиционные обязательства по улучшению социальной базы Степногорска. Но доказательств этой неуверенности так и не привели.
Хотя их-то при желании вполне можно было бы и назвать, зная положение в финансовой сфере страны. Та же ИСД должна вернуть в этом году около $2 млрд. по полученным ранее кредитам. Но это уже забота самих инвесторов. Их пути неисповедимы. Особенно в кризисный период, когда кто-то теряет, а кто-то находит.
А если уже появились противники такого проекта, причем не связанные с экологическими вопросами, то, значит, он нужен не одним степногорцам и основному инвестору. Кому еще? Конкурентам или бывшим партнерам? Понятно, что, спасая сегодня семьи горняков, инвестор надеется на будущую отдачу. В данном случае, в виде появления нового игрока на рынке ферросплавов, прочно монополизированном в Украине группой «Приват». Строительство ведь рассчитано лет на пять. А там о кризисе, дай-то Бог, уже и забудут.