Skip to content

Вернется ли китайская сталь на мировой рынок?

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Кризис слабее всего повлиял на лидера мировой металлургической отрасли. По данным World Steel Association, в январе 2009 года, когда в большинстве стран объем выплавки стали оказался на 30-50% меньше, чем за тот же период предыдущего года, Китай продемонстрировал рост на 2,4% по сравнению с январем 2008 года и на 9,9% по сравнению с декабрем. В феврале этот процесс продолжился: по данным China Iron & Steel Association (CISA), в середине месяца в стране выплавлялось около 1,41 млн. т стали в день, что соответствует годовому показателю в 517 млн. т. Пока что китайская продукция не появилась в значимых объемах на мировом рынке. Наоборот, в январе китайский экспорт стали составил всего 1,91 млн. т, что представляет собой наименьший показатель с марта 2006 года, да и в феврале, по предварительным расчетам, были достигнуты сходные результаты. Однако надежды китайских металлургов на резкое увеличение спроса на внутреннем рынке уже в феврале текущего года не оправдались, так что нынешний уровень производства стал избыточным. Ранее Китай неоднократно пытался решить эту проблему посредством активизации экспорта, хотя сейчас это будет не так просто.


 


Плохо проинформированные оптимисты


 


Китайские металлурги встречали новогодние праздники по восточному календарю (26 января) в хорошем настроении. Предполагалось, что уже в середине февраля, когда страна, отгуляв, вернется к работе, спрос на стальную продукцию на национальном рынке пойдет вверх. Основные надежды возлагались на финансируемые из государственного бюджета программы развития инфраструктуры и жилищного строительства, на реализацию которых планировалось направить 4 трлн. юаней (около $586 млн.) за два года. По оценкам специалистов, новое строительство должно привести к расширению спроса на стальную продукцию на 100 млн. т.


В начале февраля китайские металлургические компании, возобновив продажи, дружно подняли цены на длинномерный и плоский прокат на 200-400 юаней ($29-58,5) за т, однако очень скоро обнаружили, что их радостные ожидания не оправдались. Хотя уже в феврале ряд компаний получили первые заказы на поставку стальной продукции в рамках государственных инфраструктурных проектов, существенного увеличения спроса со стороны прочих потребителей так и не произошло. Склады оказались затоваренными, а цены снова упали. К началу марта они оказались, в основном, даже ниже, чем в январе, до начала скачка.


Как теперь признают китайские специалисты, оптимизм металлургов оказался, по большому счету, необоснованным. Экономика страны, ставшей новой «мастерской мира», не могла не отреагировать на глобальный финансовый кризис, нанесший сильнейший удар по потребительскому рынку развитых стран, являющихся крупнейшими покупателями китайских товаров. В последние месяцы 2008 года в восточных провинциях Китая закрылись тысячи фабрик, изготовлявших экспортную продукцию.


Падение темпов роста произошло и в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Строительный комплекс КНР так и не вышел из спада, начавшегося еще в середине прошлого года. По данным китайских статистических органов, финансовое положение отрасли продолжало ухудшаться и в течение декабря-января. Производство автомобилей в 2008 году превысило прошлогодние показатели на 5,2%, но в четвертом квартале выпуск сокращался. В феврале в экономике Китая не произошло ровным счетом никаких изменений к лучшему, поэтому не стоило и рассчитывать на существенное увеличение спроса.


Безусловно, правительство КНР принимает меры по поддержке своей промышленности, пытаясь переориентировать выпуск на внутренний рынок и максимально стимулировать отрасли, обслуживающие национальных потребителей. В конце февраля был обнародован план ускоренного развития десяти ключевых отраслей, которые призваны стать новым «локомотивом» китайской экономики. По оценкам CISA, только за счет четырех из них – машиностроения, автомобилестроения, судостроения и нефтехимической промышленности – в этом году можно будет рассчитывать на увеличение потребления стали на 10 млн. т по сравнению с прошлым годом. Реализация же всех правительственных проектов должна повысить спрос на 40 млн. т в год.


Впрочем, эксперты CISA не скрывали, что даже с помощью государства речь пойдет не о росте, а о минимизации спада. По данным ассоциации, в 2008 году потребление стали в Китае составило около 453 млн. т, что всего на 2,9% больше, чем годом ранее. На 2009 год прогнозируется достижение показателя в 430 млн. т – включая те самые 40 млн. т дополнительного спроса.


Однако китайская металлургическая промышленность может дать гораздо больше стали, чем эти пресловутые 430 млн. т. По оценкам CISA, совокупные мощности сталелитейных заводов страны к концу 2008 года достигли 660 млн. т в год, причем, в течение текущего года будут завершены новые проекты, которые стартовали в более благополучные времена. Большая часть новых мощностей представлена предприятиями и цехами по выпуску плоского проката.


Конечно, в этом году китайским металлургам придется работать со значительной недогрузкой. При этом, хотя в марте большинство производителей не планировали новых сокращений выпуска, в дальнейшем им придется сбавить обороты. Как теперь признают специалисты, эффект от реализации правительственных программ в полной мере проявится только во втором полугодии и в 2010 году. В феврале различные эксперты прогнозировали на текущий год объем выплавки в пределах 460-490 млн. т – на 2-8% меньше, чем в прошлом году, но все равно больше, чем потребуется национальной экономике. Естественное направление для излишков – это экспорт.


 


Внешнее решение для внутренних проблем


 


В 2008 году Китай сохранил свой статус крупнейшего экспортера стали в мире. Объем поставок сократился всего на 5,5% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 59,2 млн. т. Нетто-экспорт составил 43,8 млн. т, на 4,4% меньше, чем год назад. Однако после достижения пика в июле-августе прошлого года объем продаж стал стремительно уменьшаться, пока не упал до 1,91 млн. т в январе.


Это падение обуславливалось рядом объективных причин. Во-первых, с началом кризиса резко сократился спрос на стальную продукцию во всем мире: в четвертом квартале 2008 года упали поставки у всех экспортеров.


Во-вторых, китайский прокат оказался недостаточно конкурентоспособным на мировом рынке. Действующие в стране экспортные пошлины и отсутствие возврата НДС для поставщиков продукции низких переделов привели к снижению привлекательности операций по продаже за рубеж наиболее массовых товаров – полуфабрикатов, арматуры, горячего проката. Кроме того, из-за относительно высоких цен на сырье (железную руду, металлолом, кокс) китайские экспортеры зачастую указывали (и указывают сейчас) завышенные котировки. Так, в конце февраля – начале марта стоимость китайской арматуры (с добавкой бора, что выводит ее из-под действия 10%-ной экспортной пошлины) при поставках за рубеж составляла около $520-540 за т FOB, тогда как в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, в Европе и на Ближнем Востоке данная продукция котировалась в районе $440-480 за т CFR. Горячекатаные рулоны предлагались китайскими экспортерами по $500-530 за т FOB, что превосходило уровень цен у прочих поставщиков на $40-100 за т. Не удивительно, что, например, что в США, на которые в январе пришлось более 20% китайского экспорта стальной продукции (395,4 тыс. т), свыше 80% поставок – это различные виды труб.


Наконец, в-третьих, в начале текущего года китайские компании явно относились к экспорту как к второстепенному направлению. За границу было отправлено только 4,6% от объема произведенной в стране стали, тогда как в 2007 году этот показатель превышал 14%, а в 2008-м почти достиг 12%. Более того, в январе-феврале китайские компании достаточно активно закупали за рубежом полуфабрикаты и горячекатаные рулоны. В январе импорт стальной продукции в КНР составил 870 тыс. т – 45% от уровня экспортных поставок.


Однако сейчас, когда стало ясно, что надежды на скорое оживление национального рынка не оправдались, отношение китайских металлургов к зарубежным продажам может существенно измениться. Тем более, что правительство КНР в последние несколько недель неоднократно заявляло о готовности поддержать экспортеров. В частности, рассматривается вариант с отменой экспортных пошлин на готовый плоский прокат (но не полуфабрикаты, арматуру и катанку) и восстановления практики частичного возврата НДС экспортерам горячекатаных рулонов. При поставках продукции более высокого передела это возмещение может быть увеличено. Кроме того, в качестве меры по поддержке внешнеторгового баланса выдвигалось предложение о введении 3%-ной импортной пошлины на сталь и обложении этой продукции еще и 17%-ным НДС. Собственно, слухи о скором вводе в действие этого положения и стали одной из причин сворачивания китайского импорта стальной продукции в конце февраля.


Во второй половине февраля китайские специалисты делали различные прогнозы о масштабах национального экспорта стали в текущем году. Предполагаемый объем варьировался от около 30 млн. т (двукратное сокращение по сравнению с предыдущим годом) до 15% от уровня производства, т.е. 65-70 млн. т. Большинство экспертов, все же, склонялись к промежуточному значению – порядка 40 млн. т в год или менее 3,5 млн. т в месяц.


В последние месяцы Китай не играл существенной роли на мировом рынке стали, однако в ближайшее время китайские компании, не дождавшиеся повышения внутреннего спроса, могут обратить свое внимание на зарубежные рынки. Вопрос лишь в том, смогут ли они существенно увеличить объем поставок или хотя бы побороться за долю рынка в условиях слабого спроса и низких цен?


В январе-феврале некоторые китайские компании периодически прибегали к демпингу, выбрасывая на рынок арматуру или горячекатаные рулоны стоимостью порядка $400-450 за т FOB. В принципе, и в марте поставки продукции по таким ценам могут обеспечить поставщикам достаточный уровень конкурентоспособности на рынках Юго-Восточной Азии или Ближнего Востока. Однако пока что у китайцев нет большого резона для подобного снижения экспортных цен в массовых масштабах. Внутренние цены на арматуру и горячий прокат в Китае в начале марта, как правило, находились в интервале $500-530 за т EXW (с НДС), поэтому местным компаниям по-прежнему более выгодно искать возможности для сбыта внутри страны. Да и уровень себестоимости у китайских производителей остается достаточно высоким: по оценкам China Securities Journal, большая часть крупных и средних металлургических комбинатов страны и при нынешних ценах имеет нулевую или даже отрицательную рентабельность. К тому же, появление дешевой китайской стали на рынках США и ЕС вызовет резко отрицательную реакцию со стороны местных металлургов и может спровоцировать их на подачу новых антидемпинговых исков. С подобным предупреждением в конце февраля, в частности, выступила европейская металлургическая ассоциация Eurofer.


Тем не менее, ближе к концу марта и в апреле ситуация для китайских экспортеров может измениться на более благоприятную. Во-первых, из-за перепроизводства цены на местном рынке могут снизиться до такого уровня, когда экспортные операции вновь обретут привлекательность. Во-вторых, хотя ожидается, что китайские сталелитейные компании в марте снова сократят выпуск стали, у трейдеров и производителей все равно скопятся значительные излишки. Это может привести к значительному увеличению поставок за рубеж дешевой продукции из запасов. В-третьих, в апреле вступят в силу новые цены на импортную железную руду. По прогнозам аналитиков, стоимость этого сырья сократится на 30-40% по сравнению с текущим финансовым годом. Это позволит многим китайским металлургическим компаниям снизить себестоимость и, соответственно, получить возможность для уменьшения цен. Наконец, в-четвертых, в конце марта – начале апреля ожидается новый скачок спроса на стальную продукцию в Европе и на Ближнем Востоке. Хотя реальное увеличение спроса, судя по всему, будет достаточно скромным, у китайцев все же появятся покупатели.


Вообще, представляется, что второй квартал станет периодом повышенной активности китайских экспортеров. Во втором полугодии местные металлурги снова станут больше ориентироваться на внутренний рынок, где ожидается расширение спроса благодаря реализации правительственных программ стимулирования экономики, но до этого потребность Китая в стальной продукции останется относительно слабой.


Таким образом, российским и украинским компаниям следует быть готовым к некоторому усилению конкуренции со стороны китайцев, в первую очередь, на рынках Ближнего Востока и Восточной Азии. В дальнейшем уровень экспортной активности китайских металлургов будет определяться, в первую очередь, такими факторами как соотношение внутренних и мировых цен, а также наличие либо отсутствие льгот для экспортеров стальной продукции в КНР.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...