Вокруг программы
Китайская программа базируется на отсутствии прямой поддержки меткомпаний – иначе это было бы против правил Всемирной торговой организации. А последнее, скорее всего, привело бы к таким раздраженным действиям зарубежных партнеров Китая, как компенсационные пошлины на продукцию черной металлургии КНР.
Еще один краеугольный камень китайской металлургической программы – поддержка внутреннего металлопотребления. Так, кроме уже принятой в прошлом году масштабной программы инвестиций в развитие инфраструктуры, теперь это также и ряд мер по стимуляции спроса на автомашины и быттехнику. Кроме того, для поддержки новых научно-внедренческих разработок в области металлургии, предполагается создать специальный фонд, средства которого будут выделяться и при модернизации меткомбинатов. Власти страны пообещали и впредь содействовать закрытию устаревших производств, а также поощрять консолидацию в черной металлургии.
Экспортерам же стали и проката гарантирована «более гибкая политика пошлин». Есть основания считать, что при экспорте металла с высокой добавленной стоимостью будет восстановлена практика возврата большей части местного аналога НДС.
И, по сообщениям источников в Китае, принятие подобной программы уже подталкивает местных металлургов снова наращивать объемы выпуска и увеличивать загрузку мощностей. Пошли «вперед» и цены: так, к концу января 2009 года отечественный горячекатаный прокат можно было продать в КНР по 440-460 долл./тонн C&F (а это заметно больше, чем было даже в начале месяца). Для сравнения, аналогичная продукция из России, Южной Кореи и др. сейчас стоит на китайских рынках до 450-500 долл./тонн C&F. И уже к концу февраля местные производители намерены довести внутренние цены на свою продукцию до 600 долл./тонн ex-works и более. Для сравнения, стоимость украинского горячекатаного рулона при поставках в Турцию, а также страны Европы и Ближнего Востока сегодня составляет 380-410 долл./тонн FOB.
Иногда они возвращаются
Совокупное мнение отраслевых специалистов состоит в том, что в нынешней ситуации на азиатских рынках и, в частности, на рынке Китая самыми успешными оказались южнокорейские компании. Причина в том, что они воспользовались следующим: национальная валюта вона, девальвировала относительно доллара США заметно больше других основных региональных валют. Так, японская корпорация Toyota (которая, наверное, впервые в 71-летней истории закончила год с убытком) даже заявила: в нарушение неписаной традиции для своих заводов в Таиланде и Индонезии будет закупать плоский прокат не только у внутреннего производителя, но и у корейской Posco.
Однако – что же мешает нашим металлургам подобным образом воспользоваться девальвацией гривны? Да ничто. И они уже пользуются – притом относительно успешно. Притом в работе с той таки КНР.
Напомним, что поставки металла из Украины были окончательно вытеснены с китайского рынка примерно 3 года назад. До того же это было одно из «лакомых» сбытовых направлений: потребители Юго-Восточной Азии (ЮВА; включая Китай) «забирали» 1/3 отечественного металлоэкспорта (в среднем по всем товарным группам). Например, в 2003 году в страны ЮВА было продано около 8,8 млн тонн украинского металла, в том числе 3,6 млн тонн в КНР. Но уже в позапрошлом году это было всего 3,6 млн тонн – и ноль на китайский рынок. Притом вытеснение из ЮВА во многом означало для поставщиков нашей страны переориентацию на Ближний Восток.
И вот сейчас, что называется, наши возвращаются. Как можно заметить в первом разделе нашего анализа, товар из Украины явно дешевле аналогов (в том числе тех, что происхождением из Китая). А это – прямой путь к формированию отечественными металлургами нового плацдарма на местном рынке. В частности, аналитики уже сообщают нам о поставках в КНР горячекатаного рулона Мариупольского металлургического комбината им. Ильича. На самом комбинате подтверждают: есть такое дело; притом в начале года тамошние небольшие меткомбинаты сильно сократили производство. Равно как и группа «Метинвест», по оценкам экспертов, ныне проявляет интерес к китайскому рынку. Так, наш высокопоставленный источник в Министерстве промышленной политики не преминул отметить, что данная группа сегодня весьма активно прорабатывает варианты экспорта в Китай.
Кстати, дополнительный плюс-фактор украинского «реванша» на металлорынках КНР – наблюдаемое снижение фрахтовых ставок (примерно с 70-90 долл./тонн до 40 долл./тонн).
Прогноз: не все так плохо
«Самое смешное» в этой ситуации, что, по словам экспертов, по всем товарным группам на китайском металлорынке предложения более чем достаточно – в т.ч. внутреннего. Однако тут уже «патриотизм» отступает перед более выгодной ценой. К слову, еще в декабре
Понятно, что такое увеличение еще больше наполняет внутренний рынок металла. И тем значимее нынешний «дальневосточный» успех меткомпаний Украины. Не удивительно, что именно он стал в конце января этого года в устах Минпромполитики главным «инфоповодом» для предложения о продлении пресловутого кабминовского металлургического Меморандума. Да и операторы рынка, в том числе в частных разговорах, не лишены мысли, что меморандум таки помог отрасли – пусть и выполнялся лишь частично. И в т.ч. дал возможность снизить отпускные цены – что и обеспечило, среди иного, «контрнаступление» в Китае.
Насколько успешным будет это контрнаступление дальше? В аналитическом центре «Укрпромвнешэкспертиза» считают, что оно продлится не далее конца первого квартала
Автор: Максим Полевой